Елена Сафронова
НОД «В гости к нам пришла матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к нам пришла матрёшка»
Муниципальное образовательное учреждение «Каракокшинская СОШ» Детский сад «Медвежонок»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «Русская матрёшка»
для детей старшей группы
Воспитатель: Сафронова
Елена
Ивановна
Каракокша, 2014г.
Тема образовательной деятельности: «Русская матрёшка».
Публикация «НОД „В гости к нам пришла матрёшка“» размещена в разделах
Непосредственная образовательная деятельность: Интегрированная.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, музыкальная, чтение художественной литературы.
Цель: Создание необходимых условий для развитие творческих способностей у детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.
2. Закрепить у детей знания о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.
3.3акрепить навыки рисования нетрадиционной техникой -
пластилинографией.
4. Воспитывать интерес к народному искусству,
Предварительная работа: Чтение стихотворений, сказок, загадывание загадок о матрёшке; рассматривание альбомов; разучивание подвижной игры; н/печатные игры.
Словарная работа: Полхов-Майдан, Загорская, Семёновская.
Материалы и оборудование: Сундук; матрёшка; р/н костюм для воспитателя; готовые плоскостные силуэты матрёшек; пластилин, дощечки, влажные салфетки; горох, тыквенные семечки; образец матрёшки, выполненный воспитателем; презентация «Из истории создания русской матрёшки»; ноутбук, мультимедийная доска, музыкальный центр, диск с
песнями «Матрёшечки», «Русская изба».
Непосредственная образовательная деятельность
Под фонограмму песни «Русская изба», дети входят в
группу. Их встречает хозяйка русской горницы (воспитатель).
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в гостях. Садитесь поудобнее, начнём разговор.
- Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой красивый сундук. Его подарила мне моя матушка, а моей матушке, моя бабушка оставила. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук. Береги его - он полон добра. Вот я и берегу!
- Как вы думаете, ребята, что в нём?
(Предположение детей)
А хотите узнать? (ответы детей).
Я загадаю вам загадку.
Загадка про матрёшку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети: Матрёшка.
Хозяйка: Ребята, она не одна, а со своими подружками, я вам сейчас покажу: (Воспитатель вынимает кукол по порядку)
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят
Сосчитать их все хотят:
- А вы хотите сосчитать кукол? (Ответы детей)
1,2,3,4.5. (Одна, две.)
- Сколько кукол?
- Кукол пять.
Хозяйка: Ребята, вы заметили, что матрёшки разные? Какие? (показывает на самую высокую). (Самая высокая, по ниже, ещё ниже, маленькая, самая маленькая.)
- А матрёшка, какая? (Ответы детей).
- Из чего она сделана? (Ответы детей) Молодцы!
Хозяйка: А хотите поиграть? (Ответы детей)
Проводится знакомая детям игра «Матрёшечка - матрёшка»
(Из детей выбирают 1 ребёнка-матрёшку. Ей на голову завязывают платочек. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и декламируют стихотворение.)
Эх, матрёшечка, матрёшка!
Аленький платочек-
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь
(Игра проводится 2-3 раза)
Хозяйки: Молодцы, ребятки! Давайте присядем.
(Показ презентации).
- А теперь, ребята, я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. (Слайд-1) Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. (Слайд-2) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (Слайд-3) Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем - Матрёшей. Наиболее известны, ребята, три вида матрёшек. (Слайд-4) Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. (Слайд-5) В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет…
Дети: Жёлтый, красный, зелёный, малиновый.
Хозяйка: Правильно вы заметили.
Хозяйка: (Слайд-6) Следующая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой,
на голове.
Дети: Платок.
Хозяйка: А поверх сарафана.
Дети: Фартук.
Хозяйка: Платок матрёшек украшает роспись.
Хозяйка: И третья матрёшка из села Полхов - Майдан. (Слайд-7). У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к Загорским и Семеновским, но у них плавный контур и как бы вытянутые пропорции. (показывает на матрёшку).(Слайд-8)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего —
все эти игрушки всегда символизируют собой любовь, дружбу и добро.
Хозяйка: - Сейчас с помощью игры, мы закрепим полученные знания о матрёшках. Справитесь с заданием? (Ответы детей)
Проводится дид. игра «Найди матрёшку»
Цель игры: Закрепит полученные знания о матрёшках.
(На столе разложены картинки с 3 видами матрёшек (парные, хозяйка даё т задание: Найти Загорскую матрёшку и т. д. Кто находит матрёшку, должен объяснить свой выбор.)
Хозяйка: - А сейчас мы отдохнём!
Проводится физ. минутка «Нарядные Матрёшки»
Мы весёлые матрёшки. (Руки на пояс)
Ладушки, ладушки! (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. (Ставят ногу на пятку)
Ладушки, ладушки! (Хлопают в ладоши)
В сарафанах ходим пёстрых. (Руки к плечам, повороты туловищем)
Ладушки, ладушки! (Хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сестры. (Разводят руки в стороны)
Ладушки, ладушки, (Хлопают в ладоши)
Хозяйка: А сейчас, на минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса! (Дети закрывают глаза)
Кручу, верчу, в мастеров превратить вас хочу!
Открывайте глаза, теперь мы с вами мастера, давайте пройдём в мастерскую, займём рабочие места. (Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Сейчас, я предлагаю вам, ребята, создать свою матрёшку, непохожую на другие. Вы согласны? (Ответы детей). Наши матрёшки будут плоскостными, а раскрашивать мы их будем с помощью пластилина, методом пластилинография, гороха и тыквенных семечек. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним метод рисования пластилином. (Вызывает для показа 1 ребёнка, ребёнок отрывает кусочек пластилина, накладывает его на форму и размазывает указательным пальцем).
Хозяйка:- Давайте вспомним, что на голове у матрёшки? (Косынка)
- А на туловище? (Сарафан)
- Чем украшен сарафан? (Цветами).
Я ребята уже раскрасила матрёшку, и у меня вот что получилось! (Выставляет на мольберт свою матрёшку.)
А теперь, вы приступайте к работе. Тихо звучит фонограмма песни
«Матрёшечки», дети изготавливают плоскостных
матрёшек. (Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, хвалит за самостоятельные находки детей).
Хозяйка: Вот наши матрёшки и готовы! Берите своих матрёшек и ставьте их на мольберт и давайте рассмотрим несколько матрёшек. Посмотрите, какая матрёшка получилась у Вики, а у Настиной матрёшке на сарафане какой большой цветок получился! У Колиной матрёшке необыкновенные завиточки и т. д.
Хозяйка:- Ребята, матрёшки какие получились?
Дети:- Все разные, не похожие друг на друга.
Хозяйка:- Молодцы! Все справились с работой, вы настоящие мастера! Подходите ко мне, сейчас я вас снова превращу в детей, закрывайте глаза!
- кручу, верчу, в детей превратить вас хочу!
Хозяйка: - Вам понравилось быть мастерами? А что еще вам понравилось? Молодцы! Я так рада, что вы дружно справлялись с заданиями. А матрёшек, мы поставим в наш мини-музей «Русская красавица», чтобы гости могли ими любоваться.