Елена Карп
НОД — Тема: «Земная кора. Почва».
▼ Скачать + Заказать документы
НОД - Тема : «Земная кора. Почва».
(сл. № 1)
Задачи:
1. Дать представление детям, что такое почва, что такое земная кора.
2. Познакомить детей с составом и процессом образования почвы.
3. Познакомить детей с животными, обитающими под землёй.
4. Обогащать знания детей, знакомя с новыми понятиями (сейсмолог, расширяя их словарный запас.
5. Учить детей свободно высказывать свои мысли, строить логические «умозаключения», проводить исследования и наблюдения.
Публикация «НОД — Тема: „Земная кора, Почва“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Материалы и оборудование: головные уборы в виде полосок (лент) с буквами «ЮУ», на каждого ребёнка; мультимедийная установка; небольшие пластмассовые баночки с почвой; лупы; деревянные палочки (на каждого ребёнка); таблицы с изображением животных, обитающих под землёй; банка с водой и пластмассовой крышкой; образец почвы с участка; макет вулкана, сделанный из пластилина; пластмассовая баночка с содой и сухой краской; раствор уксуса; цветные иллюстрации с изображениями стихийных бедствий (землетрясения, извержения вулкана); бумажные сердечки для каждого ребёнка.
Ход занятия:
Психологический момент «Подсолнух»(сл. № 2).
Воспитатель: Я хочу вас, ребята, пригласить на заседание клуба «Юных учёных». Оденьте, пожалуйста, головные уборы с буквами «юу». Что обозначают эти буквы? (юный учёный). Пройдите в нашу в лабораторию и займите свои места.
-Сегодня на заседании нашего клуба речь пойдёт о земной коре и о почве. Для этого нам придётся заглянуть внутрь самой Земли. Закройте глаза и внимательно слушайте меня (сл. № 3). Представьте себе, что мы спускаемся с вами под землю, прямо к центру Земли. Итак, мы спускаемся под землю глубоко-глубоко, становится очень тяжело дышать, очень жарко. Откройте глаза! Что мы видим: внутри Земли - ядро, оно раскалённое, состоит из жидких металлов (сл. № 3-6). Затем следуют разные слои мантии, по мере того, как мы начинаем продвигатьсяназад, наверх (сл. № 7). И затем – слой земной коры (сл. № 8). Причём, он настолько тонкий, что если представить Землю с размером в теннисный мячик, то этот слой окажется тоньше почтовой марки, наклеенной на теннисный мяч. Внизу её располагаются слои горных пород (сл. № 9). И верхний слой земной коры как раз и будет почвой (сл. № 10-11). Представляете, сколько мало места занимает почва!
- Что такое почва? Для начала давайте узнаем из чего она состоит! Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат кусочки почвы (образцы почвы). Возьмите лупы, вооружитесь палочками и внимательно посмотрите, что же находится в почве (сл. № 12-13). (Детям розданы маленькие пластмассовые баночки с почвой, лупы и деревянные палочки, в расчёте на каждого ребёнка).
-Что вы видите? Из чего состоит почва?
Дети: Из песчинок, мелких камушек, перемешанных с частичками (остатками) умерших растений.
- Отложите инструменты в стороны!Ребята, как вы думаете, для чего нужна почва?
Дети: Чтобы на ней росли растения, благодаря своим корням растения из почвы получают воду и пищу. Многие животные обитают не только на земле, но и под землёй, потому, что она их защищает и согревает.
-Какие животные живут в подземных домах (Дети перечисляют. Воспитатель поясняет (сл. № 14-20) : Кролики живут в подземных домах, которые называются норами. Кроты роют туннели своими сильными передними лапами. Барсуки также живут в норах, роя их своими мощными лапами с крепкими когтями. Лисы живут в норах, причём их детёныши остаются в норе, пока им не исполнится месяц. Также в почве обитают мыши, многие насекомые, черви и т. п.).
-Как называются детёныши этих зверей?
Дети: крольчата, кротята, барсучата, лисята, мышата).
Физминутка (сл. № 21).
-Ребята, давайте мы с вами изобразим этих детёнышей (дети встают и показывают лисят, крольчат, мышат).
- Подвигались, отдохнули! Давайте продолжим заседание нашего клуба и подумаем, как образуется почва? Для этого нам надо посмотреть результат опыта, который мы поставили заранее: в банку с водой насыпали немного выкопанной земли на участке, закрыли её пластмассовой крышкой и встряхнули; оставили банку стоять 24 часа (сутки сл. № 22).
- Что у нас получилось?
Дети: Почва осела слоями, которые соответствуют её составу).
-Ребята, какой слой оказался внизу?
Дети: Внизу - слой тяжёлых камешков, затем перегноя, сверху песка.
-Итак, из чего же образуется почва?
Дети: Из разрушенных горных пород (ветер и вода разрушают их и превращают в мелкие камни, песок) и отмерших частей растений, останков насекомых, других животных.
-Ребята! Почва может образовываться и даже в результате извержения вулкана. Из лавы и пепла. Посмотрим, как это происходит (сл. № 23-29) :
Вот вулкан в покое. А теперь мы видим, как вулкан просыпается, расплавленная магма, находящаяся в жерле вулкана поднимается наверх. Раскалённая горная порода выбрасывается в воздух. Летят вулканические бомбы. Густой столб дыма и пепла поднимается, а затем опускается вниз, раскалённая лава стекает по склонам вулкана огненными реками.
- А теперь давайте попробуем в лабораторных условиях сделать вулкан…
Демонстрируется опыт «Извержение вулкана»(сл. № 30-31).
Описание опыта: Из твёрдого картона или пластилина делается конус вулкана с отверстием наверху. Внутри вставляется пластмассовая банка. В неё помещается немного сухой краски и соды. Чтобы получить извержение вулкана осторожно добавляется уксус.
-Ребята! Извержение вулкана обычно сопровождается сильным землетрясением (в результате смещения слоёв земной коры, её платформы – сл. № 32). Учёные сейсмологи занимаются изучением землетрясений, чтобы предупредить это стихийное бедствие заранее, оповестить об этом людей. Давайте ещё раз вспомним, почему и как извергается вулкан (сл. № 33).
Не только вулкан, но и сами люди могут стать причиной стихийных бедствий. Например, проводя сильные подземные взрывы, испытывая оружие.
-Что надо делать для того, чтобы не происходило таких стихийных бедствий по вине человека? (сл. № 34)
( Воспитатель выслушивает ответы детей:
-не проводить подземные взрывы;
-запретить испытания под землёй;
-запретить производство оружия и т. д.).
-Итак, заседание нашего клуба подошло к концу, снимаем шапочки, Подведё м итоги: Ребята, что вам больше всего понравилось или запомнилось в ходе заседания нашего клуба!