Курта
Конспект НОД «Свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской и изобразительной деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, растворимость) ;
-развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект НОД „Свойства сахара и соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
-упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью
- упражнять в работе с лупами,
Образовательная область «Речевое развитие»
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.
- закреплять в речи детей новые слова: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, сыпучий, продукты питания, ванильный сахар, рафинад.
-развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
-побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа,
-воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания, отработанные изобразительные навыки; аккуратность при работе с клеем и солью.
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития); зрительная гимнастика – для профилактики близорукости).
- Формировать правильную осанку.
Материал и оборудование: Материал: стаканчиков, мешочки с солью и сахаром, ложечки – все по количеству детей, 1бутылка горячей воды, другая холодной. Лупа, колбы, микроскорп.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, Дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе с лупой.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А что это за коробочка у нас на столе стоит? Давайте подойдём к ней и посмотрим, что внутри?
Воспитатель и дети подходят к столу, заглядывают в коробочку, в ней лежит письмо. На конверте нарисован Незнайка.
Воспитатель: Ребята от кого — это письмо
Дети: на конверте нарисован Незнайка
Воспитатель: Давайте его прочитаем: Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, я купил в магазине сахар и соль да забыл, что в какой мешочек положил, теперь не знаю, что где лежит.
Воспитатель: Ребята мы поможем незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Что, Это?
Дети: Мешочки
Воспитатель: Какого цвета мешочки?
Дети: Желтый и розовый.
Воспитатель: Давайте возьмем с собой мешочки. А я приглашаю вас ребята совершить удивительное путешествие в страну «сахара» и «соли» на «волшебном трамвайчике». Усаживайтесь поудобнее. Наше путешествие начинается!
Дети садятся на стульчики, поставленные в виде сидений трамвайчика, и эмитируют поездку.
Воспитатель: Станция «Отгадай - ка». Здесь живут интересные загадки. Вот одна из них. Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответы детей сахар)
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, конфетах и других.
Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)
Дети: Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.
Воспитатель: Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки (корешки) .
У нас в России выращивают сахарную свёклу.
Вот собрали сахарную свёклу… Как из этих плодов получают сахар?
Дети: Собирают на поле. Везут на машинах на завод. На заводе свёклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают кристаллы сахара.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы узнали, что сахар получают из тростника и белой свёклы, что свёклу перерабатывают на заводе и получают настоящий сахар который, мы видим на столе.
Наше путешествие продолжается! Отправляемся дальше!
Теперь пора отправляться дальше. Дети с воспитателем эмитируют поездку в трамвайчике. Делают пальчиковую гимнастику:
Воспитатель: Пока мы едем, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Сладкий – солёный».
-Когда услышите название сладкого продукта, нужно похлопать на месте, если солёного – потопать.
Торт, мёд, колбаса, компот, суп, вафли, мороженое, котлеты, селёдка, конфеты.
Воспитатель: Станция «Волшебных кристаллов»
Воспитатель: Отгадайте - ка загадку. Что это за волшебные кристаллы?
Без неё, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну конечно это соль.
Воспитатель: Что такое соль? ( ответы детей: это кристаллы белого цвета).
Воспитатель: Какого цвета соль? (Ответы детей белая)
Из чего она состоит? (Ответы детей)
Воспитатель: В природе соль встречается уже в виде кристаллов, и добывают её на солёных озёрах.
Воспитатель: Ребята, а зачем соль человеку? (Ответы детей) .
Воспитатель: Правильно вы говорите. Соль придаёт блюдам особенный вкус, но не за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно.
Воспитатель: Где применяется соль?
В приготовлении пищи, в медицине, в консервировании овощей. На улице, для безопасности человека, дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Воспитатель: Напомните-ка мне, ребята, где добывают соль?
Зачем она нужна человеку?
Воспитатель: Молодцы! Друзья мои, нам снова пора отправляться в путь! Наше путешествие продолжается!
Звучит музыка. Дети эмитируют поездку в трамвайчике. Техническая пауза.
Воспитатель: Станция»лаборатория»
Воспитатель: Вот она - «Лаборатория». Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Вместе мы будем проводить настоящие исследования.
Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
Давайте вспомним правила работы в лаборатории. Правила: нельзя шуметь и мешать друг другу; отвечать на вопросы; делиться своим мнением.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём наши мешочки и пройдем в лабораторию чтобы узнать, в каком мешочке сахар, а в каком соль.
Дети с воспитателем проходят в лабораторию одевают халаты и подходят к столу.
Опыт 1
Воспитатель: Давайте возьмем мешочки в руки, и попробуем определить на ощупь что в каком мешочке лежит, какие они на ощупь? Одинаковые или нет?
Дети: плотные, рассыпчатые, тяжелые.
Воспитатель: В каком из этих мешочков может быть сахар а в каком соль?
Воспитатель: Давайте откроем мешочки и посмотрим, что там внутри. Воспитатель пересыпает содержимое мешочков в стаканчики по цветам мешочков.
Опыт 2.
Воспитатель: Когда я пересыпаю содержимое мешочка, то что с ними происходят?
Дети: Они сыплются.
Воспитатель: Значит это какие вещества?
Дети: Сыпучие.
Опыт3
- сахар и соль очень мелкие частицы, нам будет не легко их рассмотреть. Что же нам поможет?
(лупа)
-Почему вы так решили? (она увеличивает предмет в несколько раз)
(дети рассматривают частицы и высказывают свое мнение)
Вывод: сахар и соль разные по форме.
(предлагаю рассмотреть разновидности сахара : рафинад – кубики, пудра – рассыпчатая.)
Ребята мы работаем, помогаем незнайке, я вам предлагаю немного отдохнуть, и дальше продолжить наше опыты.
Физминутка: Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали, Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
За столы вы все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Опыт 4
Воспитатель: В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Ребята можно ли их различить по внешнему виду?
- Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (Они оба белые.)
Опыт 5
Воспитатель: Может быть тогда попробуем определить по запаху где сахар, а где соль. Попробуйте осторожно их понюхать, так как это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Давайте сначала понюхаем стаканчик с желтым кругляшком, а потом с зеленым.
- Что вы можете сказать о запахе, одинаково ли они пахнут? (Одинаковые по запаху.)
Опыт 6
Воспитатель: У нас на столе стоят две бутылки одна с горячей водой, другая с холодной. (Дети трогают бутылки)
Давайте нальем в один стаканчик горячую воду, а в другую холодную. Возьмем сначала вещество из желтого стаканчика, а затем из зеленого и насыпаем в холодную воду, а затем в горячую, размешаем. В какой воде растворился быстрее? А в какой медленнее?
(В горячей воде сахар и соль растворяется быстрее.)
Опыт 7
Воспитатель: Мы с вами знаем, что нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества. Почему? (Есть вещества горькие, опасные для здоровья). Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок, поэтому их можно попробовать и определить на вкус. Только сначала вспомним, какая на вкус соль? (Солёная). А сахарный песок? (Сладкий.)
Прежде чем попробовать давайте их сначала растворим в воде.
В каком мешочке был сахар? Для чего люди используют сахар? (Варят варенье, компоты, чай сладкий пьют)
В каком мешочке была соль? Для чего люди используют соль? (Огурцы солят, капусту, суп.)
Как вы думаете мы помогли Незнайки?
Вывод: Расскажите в чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, не имеют запах, сыпучие, растворяются в горячей воде быстрее, но разные по вкусу.
Нам пора заканчивать наше путешествие. Ребята посмотрите что нам оставил Незнайка
«яблоки»
Воспитатель подводит итог «Путешествия в страну «сахара» и «соли»».
МКДОУ Варваровский детский сад «Малыш» Чистоозерного района Новосибирской области
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Свойства сахара и соли»
Подготовила воспитатель: Курта Оксана Григорьевна 2021год