Ирина Додонова
НОД «Счёт до 6. Число и цифра 6» по программе математического развития «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Счёт до шести. Число и цифра 6» по программе математического развития «Игралочка»
Материалы к занятию
Демонстрационный
Игрушка – Зайка, лукошко, зайчата
Изображение листочков
Карточки с изображением 2,3,4,5,6 предметов
Карточки с цифрами от 1-6
Раздаточный
По 6 крышечек красного и зеленого цвета
Карточки с цифрой 6 по одной на каждого ребенка
Публикация «НОД „Счёт до 6, Число и цифра 6“ по программе математического развития „Игралочка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
Цели:
1) формировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
2) актуализировать знания.
Воспитатель собирает детей возле себя.
-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
-Давайте поздороваемся с Зайкой и спросим, что у него в лукошке?
-Дети Зайка сказал мне, что несет крышечки своим маленьким зайчатам, но не знает, хватит ли крышечек всем. Зайка не умеет считать.
-Хотите помочь Зайке?
-Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представление детей о числе 5, умение считать в пределах 5.
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.
Игра «Кто пойдет в гости»
Дети выходят на коврик, на нем лежат листья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. В гости смогут пойти те дети, которые найдут листочки с 5 точками.
Дети ходят по ковру находят листочки с точками. На ковре так же листочки, на которых 4,5 и 6 точек.
Воспитатель: А сейчас Зайка нас проводит к своей норке.
Дидактические задачи:
1) создавать мотивационную ситуацию для введения числа 6, уточнить способ образования последующие числа из предыдущего (на примере образования числа 6 из числа 5).
2) закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию.
Мы к лесной лужайке вышли
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по пять зайчат и крышечек (на каждого). На стульчике сидит Зайка.
Воспитатель: Ребята расположите зайчат и крышечки отдельными группами.
Воспитатель говорит детям, что Зайка интересуется сколько зайчат и сколько крышечек и просит детей помочь ему это узнать. Дети пересчитывают зайчат и крышечки. И делают вывод о том, что зайчат и крышечек одинаковое количество - их по пять.
Воспитатель: Но Зайка переживает, всем ли хватит крышечек? Как показать Зайке, что каждому зайчонку досталась крышечка? (Их надо расположить друг под другом)
Дети располагают фигурки друг под другом. Но вот пришел ещё один зайчонок с прогулки. Воспитатель кладёт на стол дополнительно зайчат, дети берут по одному.
-Посчитайте, сколько зайчат?
-Как вы думаете, зайчат и крышечек по-прежнему поровну (нет)
-Чего больше?
-Почему вы думаете, что зайчат больше (потому что у одного зайчонка нет пары)
-Как сделать так, чтобы зайчат и крышечек было поровну? (Можно убрать одного зайчонка или добавить еще одну крышечку)
Принимается решение добавить крышечку. Дети берут крышечку и кладут под зайчонком.
-Посчитайте, сколько крышечек?
-Как получилось 6 крышечек? (Сначала было 5, принесли еще одну, и их стало 6)
- Что можно сказать о количестве зайчат и крышечек? (Их поровну, по 6)
Воспитатель делает вывод: шесть и шесть – поровну.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счёта до шести;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
-Сколько теперь зайчат, крышечек - интересуется Зайка?
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат карточки с числами 1,2,3,4,5,6,7, причем карточек с числом 6 столько же, сколько детей.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать карточку, которая показывает количество зайчат и крышечек. Так как не все дети знают, как записывается число 6, то возникает затруднение.
- Смогли вы выбрать карточку с числом 6?
- Почему не могли? (Потому, что не знаем, как записывается число 6)
4. Преодоление затруднения.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить её с количеством;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом: «Спросить у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
-Что же нам нужно сделать (узнать, как записать число 6).
-Что нужно сделать, если чего-то не заешь? (Надо спросить у того, кто знает)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6, и делает вывод: цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов. Каждый ребенок берет карточку с цифрой 6 показывают Зайке и кладут ее рядом фигурками. Зайка благодарит детей за то, что помогли узнать сколько теперь зайчат, крышечек и число 6.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей;
2) развивать фантазию, воображение.
Физкультминутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Дидактические задачи:
1) закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в лесу.
-Кто вас ждет дома?
Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.
Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.
-Как вы думаете, что приятно получить в подарок маме?
Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем принести маме цветы. Зайка приглашает детей на полянку для того, чтобы они сорвали для мамы цветы.
Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и зеленые крышечки по 6 на каждого ребенка, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что Зайке разрешили сорвать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6 зеленых крышечек. После этого можно срезать еще столько же красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных и зеленых крышечек.
6. Осмысление, итог.
Дидактические задачи:
1) восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то зайчата бы остались без крышечек, а мама - без цветов.