Людмила Воробьева
НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой
«Путешествие послушного Язычка»
(старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Цель: активизация мышц языка в ходе проведения артикуляционной гимнастики, автоматизация звуков [р], [л], [с] изолированно, в слогах, словах, речи.
Публикация «НОД с использованием методик Глена Домана, Л, Р, Лизуновой „Путешествие послушного Язычка“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Коррекционно-образовательные задачи: активизация словаря по теме «Транспорт», его основные виды, назначение транспорта. Совершенствование грамматического строя речи при составлении предложений с союзом потому что; согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; использование в речи предлогов по, за, над; образование единственного и множественного числа имен существительных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления, воображения, речевого дыхания, артикуляционной и пальчиковой моторики, темпо - ритмической стороны речи, координации речи с движениями пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Актуализация словаря: путешествие, лихой, роза.
Оборудование: компьютер, диск «Вундеркинд с пеленок» (озвученные картинки с изображением видов транспорта, карточки для проведения артикуляционной гимнастики: «Заведи мотор», «Самолёт», «Насос», «Часики», «Качели», «Лошадка», диск Л. Р. Лизуновой «Игры для Тигры».
Ход НОД
Организационный момент (на ковре). Логопед выясняет, какое настроение у детей, предлагает посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и подарить свою улыбку (дети выполняют артикуляционное упражнение «Улыбка»).
Сели за парты. Логопед обращает внимание детей на то, что у каждого ребенка есть язычок. Язычок умеет подниматься наверх (за верхние зубы, потом опускаться вниз (за нижние зубы). Дети с логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Качели», проводится индивидуальная работа. Язычок умеет быть широким, узким ( дети выполняют артикуляционные упражнения: «Лопаточка», «Змейка», индивидуальная работа). Язычок очень любопытный, ему нравится смотреть направо, налево (артикуляционное упражнение «Часики»). Язычок умеет бегать вокруг – круговые движения языка по губам. Нашел друзей – обрадовался, запрыгал, защелкал от радости (артикуляционное упражнение «Лошадка»). Дети делают вывод, что язычок активный и подвижный, любознательный и послушный.
Логопед предлагает детям «завести» мотор у машины и отправиться с послушным Язычком в Страну речи. Выполняется упражнение «Заведи мотор» (подними язык вверх и силой ударяй кончиком языка по «бугоркам» за верхними зубами, произнося: дын –дын - дын).
«По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит: р – р - р
За рулем лихой шофер,
дын –дын - дын – гудит мотор».
Индивидуальная работа по произношению звука [р] изолированно, твёрдо, назначение слова – лихой.
Просмотр по компьютеру (по методике Глена Домана «Вундеркинд с пеленок») озвученных картинок: автобус, троллейбус, легковая машина, грузовая машина – это наземный транспорт, так как двигается по земле (по дороге).
Сравнение легковой машины (маленькая, перевозит людей) и грузовой машины (большая, перевозит груз).
Игра «Скажи наоборот» : направо-налево, широкая-узкая, далеко-близко, тихо-громко и т. д, цель: подбор слов с противоположным значением.
Игра «Один-много» : один автобус-много автобусов, одна машина-много машин и т. д., цель- окончания слов во множественном числе.
Логопед предлагает продолжить путешествие на самолёте, «построить» с помощью рук самолет. Физминутка:
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами: л-л-л…»
Индивидуальная работа по произношению звука [л] твердо, долго.
Просмотр по компьютеру озвученных картинок: самолет, вертолет, планер – это воздушный транспорт, так как двигается по воздуху. Прохлопывание, проговаривание слов по слогам: са – мо - лет, пла - нер, вер – то - лет.
Логопед показывает детям предметную картинку – насос, спрашивает у детей: «Что это?» (Насос). Жил - был насос, больше всего ему нравилось накачивать шины у велосипедов. Когда насос работал, он «пел» свою любимую песню: с-с-с. Логопед предлагает детям: «Представьте себе, что в руках у нас насосы, мы подкачаем шины у наших велосипедов и отправимся дальше. (индивидуальная работа по произношению звука [с] изолированно.)
Использование методики Л. Р. Лизуновой «Игры для Тигры» :
1. Страна «Просодика» (формирование направленной воздушной струи, темпа, ритма и слитности речи).
1.1. Упражнение на формирование слитности речи «Облако» : ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру (с переносом ударения на слоге, с использованием микрофона); упражнение «Рыбка» : рак, рот, руки, рыба, перо, шар, сыр (проговаривание слов).
1.2. Упражнение на темпо-ритмическую организацию речи «Машина» :
ра-ра-ра – Кате спать пора.
ро-ро-ро – на полу ведро.
ры-ры-ры – летают комары.
ар-ар-ар – купили самовар.
ор-ор-ор – подмели мы двор. (проговаривание чистоговорок с определённым четким ритмом, с использованием микрофона).
Гимнастика для глаз: «Глазки крепко закрываем и пошире открываем. Вправо, влево. Закрываем. Сильно-сильно поморгаем» и т. д.
2. Страна «Фонематика» (совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов).
2.1. Игра «Поезд» : необходимо определить в какой части слова звук [р] : в начале, середине, конце: рама, гора, сыр. Найти для звука [р] соответствующее окошко (начало, середина, конец слова).
2.2. Игра «Составь слово» : необходимо назвать картинки, определить первый звук в слове и из соответствующих букв составить и прочитать слово: роза, назначение слова.
3. Страна «Лексика» (игры на развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, активизация словаря).
3.1. Игра «Четвёртый лишний» (на классификацию предметов, употребляя предложение с союзом «потому что»).
3.2. Игра «Найди четвёртого» (на обобщение).
3.3. Игра «Разложи предметы» (транспорт, посуда).
3.4. Игра «Действия» : кто летит? (сова, что летит? (самолёт, кто идёт? (лиса, слон, что светит? (свеча, солнце) и т. д.
Гимнастика для глаз. Логопед предлагает детям закрыть глаза и мысленно вернуться с послушным Язычком в детский сад на любом виде транспорта.
Итог НОД. Педагог спрашивает у детей, что им понравилось во время путешествия, оценивает каждого ребенка на занятии. Дети делают вывод, что речь должна быть правильной, красивой, неторопливой.
«Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим, потому что не спешим».