Ольга Токмакова
НОД с интеграцией образовательных областей для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Школа доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с интеграцией образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель:
На материале литературных произведений, понятных детям жизненных ситуациях, знакомить с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, любви и верности.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть сущность полярных понятий – «добро» и «зло», и эмоций, которые им соответствуют;
Закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
Развивающие:
Развивать речь, мышление, внимание, память;
Публикация «НОД с интеграцией образовательных областей для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) „Школа доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
Приобщить детей к общечеловеческим ценностям. Приучать уважать права и достоинства других людей;
Вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию: испытывает боль, тревогу, огорчение, терпит нужду и лишения;
Учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
Воспитывать умение достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках.
Оборудование и материалы для занятия:
Демонстрационный:
• Кукла-мальчик;
• Ширма для настольного театра;
• Портреты Звездного мальчика и его мамы;
• Очки с цветными стеклами;
• Видеозапись фильма «Звездный мальчик» (по мотивам сказки Оскара Уайльда);
Раздаточный:
• Красные сердечки из бумаги;
• Кусочки сахара (хлеб или сухарики) и конфеты в красивых обертках;
• Портреты гномов без нарисованного лица;
• Фишки серебряные и золотые;
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы:
Оскар Уайльд «Звездный мальчик»;
А. Л. Яковлева «Говорун»;
Т. М. Палий «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками»;
Л. Баранова «Сказка про то, как Поля чуть не превратилать в Бабу-Ягу»;
М. Л. Орлова «Обыкновенная улыбка»;
• Д/игра «Добро и зло»;
• Д/игра «Два волшебника»;
• Рисование на тему «Добрый и злой»;
• Игра-тренинг «Наше настроение»;
• Упражнение «Расскажи о своем настроении»;
• Беседы на этические темы;
• Решение проблемных ситуаций в группе;
• Просмотр видеозаписи сказки «Звездный мальчик» (по мотивам сказки Оскара Уайльда).
Методические приемы:
• Беседа на основе литературного произведения;
• Просмотр видеофрагментов из фильма;
• Решение проблемных ситуаций;
• Чтение и инсценирование стихотворений;
• Упражнение-тренинг;
• Чтение и объяснение значения пословиц и поговорок;
• Самооценка и самоанализ;
• Рисуночный тест «Настроение»;
• Введение в воображаемую ситуацию.
Индивидуальная работа:
Обратить внимание на оценку собственного поведения и поведения товарищей в группе. Учить Настю К. сдержанности на занятии, умению слушать, не перебивая. Помогать Ане У. и Валерии А. преодолевать робость и застенчивость, вселять уверенность в себя.
Ход занятия:
Мотив:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что где-то рядом слышна песня. В гости приходит мальчик Антоша (кукла за ширмой) и поет отрывок из песни старухи Шапокляк:
Кто людям помогает, теряет время зря –
Хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
Воспитатель: обращается к Антошке:
- Здравствуй, Антоша! Поздоровайся с ребятами.
- А что за песню ты нам сейчас спел?
Антошка: А разве вы ее не знаете? Это моя любимая песенка из мультфильма. А из какого мультфильма, пусть ответят дети!
(мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена»)
Воспитатель: Ребята, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк). Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всех обижала и обманывала).
Антошка: А разве можно вести себя по-другому?
Воспитатель предлагает Антошке и всем ребятам отправиться в «Школу добрых дел», чтобы научиться делать добрые дела.
Воспитатель: Мы с вами читали сказку «Мальчик-звезда» и смотрели фильм «Звездный мальчик». Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание.
(Видеофрагмент №1)
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, не смотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Просмотр и беседа по содержанию отрывков
Вопросы:
1. Как поступил лесоруб?
2. Как вы думаете, почему мальчик был так груб и жесток?
3. Как бы вы поступили на его месте?
Воспитатель: Послушайте (посмотрите) следующий отрывок (фрагмент из фильма)
(Видеофрагмент №2)
Вдруг, после того как нищенка-мать, расстроенная и печальная, ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. А его мать исчезла. Он тогда понял, что поступил плохо, и он целых три года искал по свету свою мать.
Вопросы:
1. Изменился ли мальчик?
2. Почему он решил искать свою мать?
3. Какие еще добрые дела делал мальчик?
Упражнение-тренинг «Угощение»
Воспитатель: Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился.
Дети кладут сердечки рядом с портретами героев сказки, делая выбор в пользу героев сказки: Звездного мальчика или его матери в образе нищенки.
Поместить две тарелочки напротив портретов: у нищенки в тарелке простые кусочки сахара (или сухарики, а у мальчика-звезды – яркие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Вы можете взять себе сами подарки, но у того героя, который вам очень понравился, у того человека который вам особенно приятен. Скажите, пожалуйста, у кого вы предпочтете взять угощение? Почему?
(Иногда дети предпочитают взять конфеты у Звездного мальчика. Если это произошло, то сказать следующую фразу.)
Воспитатель: Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Нужно прислушиваться к тому, что подсказывает вам сердце.
Воспитатель: Послушайте (посмотрите) следующий отрывок (фрагмент из фильма)
(Видеофрагмент №3)
Много лишений, трудностей и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву, а к мальчику вернулась его прежняя красота. Вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вопросы:
1. Что помогло мальчику исправиться?
2. Как вы думаете, что сказал мальчик своей матери, когда нашел ее?
3. Как изменилась его жизнь?
Воспитатель: Как хорошо, что так счастливо закончилась эта сказка. Звездный мальчик понял, что совершал плохие поступки и поступал жестоко?
Дидактическая игра «Комплименты»
(дети стоят в кругу)
Воспитатель: Очень важно чаще говорить друг другу хорошие добрые слова. Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть всё хорошее, что есть в каждом из вас. Давайте по очереди будем одевать эти очки. Посмотрим внимательно друг на друга и постараемся в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом всем нам.
(Дети по очереди одевают очки, определяют положительные качества и говорят их друг другу.)
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
(Для игры понадобится «цветик-семицветик» из цветной бумаги, а также золотые и серебряные фишки (из картона)
Воспитатель: Ребята, сейчас я сорву один лепесток и скажу волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- вашему вели!»
А вы скажете нам свое заветное желание. Если ваше заветное желание связано с удовлетворением ваших личных потребностей (для себя, то вы получаете серебряную фишку, а если оно имеет общественное значение (для своих близких или друзей) – золотую.
Дети по очереди рассказывают о своих желаниях.
В конце игры обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
Самостоятельная деятельность:
Рисуночный тест «Настроение»
Воспитатель: (обращает внимание детей на незаконченные рисунки) Ребята, смотрите, что здесь лежит. Это портреты гномов, смотрите здесь и добрые гномы и злые, но каждый рисунок не закончен, где-то художник нарисовал брови, но забыл нарисовать рот, где-то наоборот. Рассмотрите каждый рисунок. Определите, какой это гномик: добрый или злой, и дорисуйте недостающие части лица. (Дети выполняют задание)
Подведение итога занятия
Воспитатель: Какие гномы вам нравятся больше? (Ответы детей)
«Школа добрых дел» она рядом с нами, и совсем не нужно никуда идти, только нужно научиться сострадать, переживать и сопереживать, научиться не поддаваться искушениям, видеть друг в друге как можно больше хорошего, не давать волю злости и гневу, ценить доброту и отзывчивость.
Рефлексия
Воспитатель: Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что для меня было сегодня самым интересным?
Что важного я открыл сегодня для себя?
Я могу похвалить себя и своих друзей за…
Воспитатель:
Пословицы:
Добрый человек в добре проживет век.
На свете не без добрых людей.
Злой человек не проживет в добре век.
Добрый человек добру и учит.
Всему этому мы учились сегодня на занятии, а еще всему этому вас учат и в вашей семье.
Я думаю, и Антошка понял что прославиться можно только хорошими делами. Ведь не зря народ придумал такие пословицы.
Если бы Мальчик-Звезда оказался в нашей группе, то, я думаю, он был бы добрее и сердечнее. А у его мамы никогда не появились слезы на глазах, а только улыбка, как у наших мам.
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на работу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю