Татьяна Березина
Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является его подготовка к школе, а среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития мелкой моторики. Слабое развитие ручных умений создает определенные трудности для ребенка, поступающего в первый класс. Из-за слабости мышц пальцев руки ребенок быстро устает, что приводит к ошибкам при письме и формирует нелюбовь к письму, то есть исчезает положительная мотивация к обучению.
Публикация «Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Развитие мелкой моторики является важным моментом в общей системе подготовки дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к школе. Для детей данной категории занятия по развитию двигательных кистевых и пальцевых навыков являются важными потому, что у них наблюдается не только отставание развития моторики руки, но и нарушения, которые требуют специальной коррекции. Необходимо, уделять большое внимание развитию мелкой моторики этих детей, так как «стимуляция их мозга, в частности через движение руки, позитивным образом сказывается не только на подготовку руки к письму в школе, но и на развитие речи, следовательно, и на общем их психическом развитии» (У. В. Ульянкова).
Практически у всех детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте выявляются существенные отклонения в развитии моторики, нарушения двигательных функций. Для них характерно следующее:
- у большинства детей нарушены координация движения обеих рук и зрительный контроль, снижена двигательная память;
- для многих сложность представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок;
- движения неловкие, несогласованные, часто не выделяется ведущая рука;
- у некоторых детей наблюдаются тремор и гиперкинезы;
- наблюдается захват предметов всей ладонью, а не пальцами, поздно формируется указательный тип хватания;
- нет выраженного интереса к заданиям, связанным с мелкой моторикой;
- слабое развитие моторики рук отрицательно сказывается на формировании предметно-практической и других видов деятельности;
- дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, что влияет на эмоциональное благополучие ребенка.
Индивидуальный подход является основной частью педагогического процесса. Он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия представляют собой один из путей развития ручных умений детей с интеллектуальными нарушениями. Их преимущества в следующем:
- эмоциональный контакт и взаимодействие «взрослый – ребенок»;
- отрабатываемые действия выполняются под руководством взрослого и с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемого речью;
- положительный фон, похвала подчеркивают важность данной деятельности, помогают создать для ребенка ситуацию успеха;
- адаптированные условия для тренировки двигательных кистевых и пальцевых навыков, для накопления сенсорно-двигательного опыта.
Структура индивидуальных занятий такова :
1. Массаж или игра с элементами массажа.
2. Речедвигательная или пальчиковая игра.
3. Игры с различными предметами или материалами.
4. Графические упражнения (на III – IV году обучения).
Организация индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики на основе интеграции разных видов деятельности позволяет решать одновременно задачи развития и коррекции не только мелкой моторики, но и других разделов реализуемой программы.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений кистей и пальцев рук:
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков (например, «Зайка», «Киска») /2, 18, 23, 25, 31/.
2. Движения пальцев, передающие динамические образы (например, «Гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев на столе) /18, 22, 41/.
3. Активные движения в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме (например, «Кулак-кулачок», «Ладушки-ладошки») /11, 12, 34, 43/.
4. Движения с предметами: карандашом, орехами, палочками, резиновыми шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками, и т. д. /4, 13, 43/.
5. Игры с мозаикой /19/.
6. Пальчиковые игры с пластилином /3, 43, 44/.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарики /3, 19, 43, 44/.
8. Действия с ножницами /33, 42/.
9. Действия с толстыми нитками /32, 33/.
10. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности /3, 13, 21, 33, 44/.
11. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой /28, 32, 43/.
12. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка /28, 33/.
13. Действия с мелкими предметами, игрушками, которые неудобно брать в ручку /23, 42, 43/.
14. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге. /21, 23, 42, 43/.
15. Рисование пальчиками: на бумаге, песке, крупе, и т. д. /3, 12, 33, 42/.
16. Рисование карандашом, фломастером, кистью /6, 9, 20/.
17. Показ сказок пальчиками /11, 26, 31/.
Для планирования индивидуальных коррекционных занятий по развитию мелкой моторики с детьми с нарушением интеллекта можно использовать следующие формы работы:
1. Массаж или игры c элементами самомассажа.
Цель – развитие силы рук, предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
2. Игры с движениями («Потешки на ладошке», главная задача которых умение подражать движениям рук взрослого в соответствии со стихотворным текстом. Ритм стихов способствует развитию координации, тонкой произвольной моторики («Ладушки», «Веселые ладошки», «Лягушата», «Котята», «Каравай», и др.).
3. Игры на развитие соотносящих действий, где ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета ( сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки, башни-вкладыши, панели с вкладышами).
4. Игры с предметами и игрушками, которые способствуют развитию движений кистей и пальцев рук (бусы, шнуровки, игры с пуговицами и кнопками, палочками, колпачками, прищепками и т. д.).
Данные игры направлены:
- развитие хватания;
- развитие согласованности движений обеих рук;
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
- формирование ручных умений : расстегивание и застегивание липучек, молний,
кнопок, пуговиц, прищепок;
- развитие осязания;
- развитие мышления и воображения.
5. Пальчиковые игры и гимнастики («По грибы», «Засолка капусты», «Пальчик о пальчик», «Семья», и т. д., которые способствуют:
- развитию умения копировать движения пальцев взрослых;
- развитию согласованных движений обеих рук;
- развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев;
- развитию внимания, памяти.
6. Игры, развивающие тактильные ощущения.
Стимуляция кожной чувствительности пробуждает ощущения собственного тела, служит основой для формирования схемы тела, для целевой координации движений, установления контакта с помощью движений. В работе с детьми используются различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, песок, а так же предметы и игрушки разной фактуры.
7. Графические упражнения направлены на развитие мускульной памяти. Они не только укрепляют мышцы пальцев и кистей рук, но и способствуют развитию речи, развивают самоконтроль и внимание.
Важными педагогическими условиями для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта является :
- адекватный характер общения и взаимодействия взрослого с ребёнком;
- создание предметно-развивающей среды;
- организация регулярных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
- система взаимодействия педагогов;
- включение родителей в педагогический процесс путем формирования положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия со своим ребенком.
В специально созданной предметно-развивающей среде дети имеют возможность под контролем взрослого упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях и чувствовать поддержку взрослого.
При проведении индивидуальных занятий соблюдались следующие условия:
1. Такое занятие не должно быть длинным – нельзя допускать переутомление ребёнка.
2. Чтобы создать мотив деятельности, занятие должно обыгрываться.
3. Данные занятия должны быть регулярными.
Список литературы, позволяющей выбрать игры и упражнения для составления коррекционных занятий с детьми с нарушением интеллекта :
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. :
Творческий центр, 2005.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным
материалом. - С-Петербург: НОУ «Союз», 2005.
3. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет. – М. :
Издательство «Аркти», 2006.
4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Развивающие упражнения для самых маленьких. -
М. : «РОСЭМ», 2006.
5. Закревская О. В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и
коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М. : «Гном «Д», 2007.
6. Зиневич- Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребёнку. /
Книга для педагогов и родителей. – С-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. / под
ред. Е. А. Стребелевой, Т. А. Мишиной. – М. : «Экзамен», 2004.
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидиактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. М. : Просвещение, 1991.
9. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного
возраста. /Под ред. Н. В. Серебряковой. – С-Петербург: КАРО, 2005.
10. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику (от 6 месяцев до 6 лет).
М. : «Эксмо», 2006.
11. Кредпенчук О. Н. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – С-Петербург, 2005.
12. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. /Под
ред. Л. Б. Баряевой. – С-Петербург:КАРО, 2006.
13. Лыкова И. А. «Театр на пальчиках». – М. : «Карапуз», 1997.
14. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. :
«Владос», 1997.
15. Маллер А. Р. «Помощь детям с недостатками развития». – М. : «Аркти», 2000.
16. Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. /
Издательство: Москва С-Петербург: «Сова», 2007.
17. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. –
С-Петербург: «Литера», 2005.
18. Психология занятия с детьми дошкольного возраста. /Составитель М. М. Миронова.
– Волгоград: «Корифей», 2005.
19. Разенкова Ю. А., Одинокова Г. Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М. :
«Карапуз», 2004.
20. Смирнова И. А. Наш особенный ребёнок. – С-Петербург: «КАРО», 2006.
21. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей с 1,5 – 3 лет. –
М. : «Теревинф», 2007.
22. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). –
М. : «Мозаика-Синтез», 2007.
23. Янушко Е. А. «Пластилиновые картинки: Развитие мелкой моторики у детей от 2 до
3 лет. - М. : «Мозаика-Синтез», 2004.