Наталья Станинова
НОД с детьми подготовительной логопедической группы «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать и обогащать словарь по теме "Космос" :
Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, относительных прилагательных, родственных слов, употребление предлогов под, над, с. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закрепить умения анализировать предложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.
Развивать умение составлять синквейн по предметным картинкам.
Публикация «НОД с детьми подготовительной логопедической группы „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими на них.
Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Словарная работа:
обогащение словаря: космодром, скафандр, космический корабль,
планеты;
активизация словаря: Земля, Луна, планеты, космос, космонавт, ракета, старт, шлем, звезда, спутник, взлетать, управлять, наблюдать, приземляться, прилуниться, солнечный, лунный, земной, космический. звёздный, межзвёздный, межпланетный
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о космосе, рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворений В. Степанова «Космонавт», «Астроном», Е. Стюарт «Наш спутник», О. Высотской «Космонавт». В. Бороздина «Первый в космосе», И. Холина «Я тоже к звездам полечу», рассматривание иллюстраций книги В. Скурат "Космос. О звёздах, планетах, космических путешествиях". Знакомство с картой Солнечной системы. Просмотр мультимедийной презентации "Космическая энциклопедия для детей".
Оборудование.
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, видеоролик о Космосе, видеоролик о планетах, Презентация ребёнка о первом космонавте, мультимедийные ролики физкультминутки, артикуляционной гимнастики, су - джоки (5 шт., звёзды из фольги, макет ракеты и звёздного неба (5шт., картинки: скафандра, космодрома, космического корабля, звёздочки, звёздного неба, звездочёта, звездолёта, созвездия, звездопада.
Ход ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Дети входят в зал под звуки музыки "Space" (встают на линии полукругом). На экране компьютерная презентация "Бесконечность мироздания".
Логопед : Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о космосе.
Логопед :. Часто, когда мы с вами выходим вечером на улицу, поднимаем глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Что мы можем увидеть в этом чёрном пространстве?
Дети: Звёзды, Луну.
Логопед : Можем мы видеть Солнце?
Дети: Нет, Солнце мы видим днём.
Логопед : Планеты Солнечной системы мы можем видеть?
Дети: Нет
Логопед : Хотели бы вы узнать, что это за планеты?
Дети: Да.
Логопед : А как мы можем о них узнать?
Дети: Посмотреть фильм, прочесть в книгах.
Логопед : А я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны вы побывать в космосе?
Дети: Да
Логопед : Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?
Дети: Космонавтами.
Логопед : Тогда мы сегодня поступаем в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку! Какими должны быть космонавты?
Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.
Логопед : Специальная подготовка определит, кто сможет попасть в экипаж космического корабля. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомним историю покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло расскажет нам Вика Щукис, она приготовила презентацию.
Презентация ребёнка (мультимедийная) Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
Поет об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В Степанов).
Логопед : Наши испытания начинаются.
Для того чтобы подняться в космос космонавту нужен скафандр, космический корабль, космодром (1 ступень - показать картинки - введение понятий, соединение чувственного понятия с именем)
А сейчас картинку с космодромом вы положите перед подносом, картинку со скафандром вы положите под подносом, картинку с космическим кораблём вы положите с права от подноса (2 ступень-узнавание предмета по названному имени).
Логопед показывает картинки предметов, дети называют что это(3 ступень - название предмета)
Логопед : Мы сейчас проведём небольшую игру "Угадай"
Синквейн по предметным картинкам.
Логопед размещает картинку иллюминатора на первом месте, задаёт детям вопрос "Что это такое?"
Дети: Иллюминатор.
Логопед : На втором месте необходимо разместить картинки - признаки. Из чего сделан иллюминатор?
Дети: Из стекла.
Логопед : Значит иллюминатор какой?
Дети: Стеклянный
Логопед : Через стекло мы можем видеть?
Дети: Да.
Логопед : Значит иллюминатор какой?
Дети: Прозрачный.
Логопед : На третьем месте мы разместим картинки, которые показывают, что можно делать у иллюминатора?
Дети: Разглядывать, наблюдать через него, влезать в него.
Логопед : Сейчас мы составим предложение что вы бы сделали, если были бы около иллюминатора?
Дети: Я люблю смотреть в иллюминатор самолёта и наблюдать за облаками.
Логопед : На пятом месте разместим картинку "Что же такое иллюминатор?"
Дети: Окно.
Логопед : Переходим к физической подготовки
Физ. минутка (мультимедийная)
Включается видеоролик "Пилот"
Логопед приглашает детей за пульты управления ракетой.
Логопед : Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Артикуляционная гимнастика (мультимедийная)
Использование видеоролика
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбнулись губки,
Вот и наши зубки.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Рот пошире открываем в бегемотиков играем.
А теперь закроем рот,
Отдыхает бегемот.
Тесто мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём.
Пироги мы испечём,
И блины мы испечём.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Любим, мы крепкий чай,
Ну- ка чашку подставляй.
Сели дети на качели,
И взлетели выше ели.
На качелях вверх, вниз
Ты качаться не ленись.
Логопед : Необходима космонавтам тренировка пальцев рук, мы её проведём с помощью специальных тренажеров (су-джок) :
В руки мячик мы возьмем.
И разминку проведем!
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин,
Простой советский парень.
Логопед : Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.
Упражнение "Полёт"
(приставочные глаголы)
работа с макетным оборудованием
У каждого ребёнка небольшой макет вселенной и макет ракеты. Дети, вы сейчас скажите, что делал Юрий Гагарин?
Юрий Гагарин на ракете с космодрома (что сделал). (взлетел)
Юрий Гагарин в Космос. (полетел)
Вокруг Земли он. (облетел)
На землю. (прилетел)
Логопед : Следующее задание сложное, но нам необходимо с ним справиться.
Упражнение "Закончи предложение"
(образование сложноподчиненных предложений)
Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Показываются картинки на экране. Логопед начинает предложение, дети его заканчивают.
Космический корабль - аппарат, в котором. (летают в космос).
Космонавт - это человек, который. (летает в космос).
Космодром - это площадка, с которой. (взлетает ракета).
Космонавтика - это наука, которая. (изучает космос).
Скафандр - это одежда, которая. (защищает космонавта в полёте).
Луноход - это аппарат, который. (ходит по луне).
Логопед : С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.
Логопед : Выполним с вами упражнение с движением и речью.
Логопед : А сейчас я предлагаю вам лечь, закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.
Упражнение "Космический сон"
(относительные прилагательные)
Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой)- (звездный)
Сон о Луне - (какой).
Сон о космосе - (какой).
Сон о Солнце - (какой).
Сон о планетах - (какой).
Логоритмическое упражнение " Космическая разминка"
Пять, четыре, три, два, один! (Поднимают руки рывками через стороны.)
Вот мы в космос летим! (Соединяют поднятые руки в «замок»)
Мы взлетаем высоко, (Бегают по кругу, подняв сцепленные руки)
Мы летим далеко.
Мы летали, мы летали, (Бег переходит в ходьбу)
И конечно же устали,
Приземлились, прилетели, всё "Ура!" мы сели. (Приседают).
Игра «Четвертый лишний»
Логопед : Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.
Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка)
Звезда солнце камень луна (камень)
Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)
Космодром ракета скафандр тележка (тележка)
Логопед : Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед : Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Вы будите называть родственные слова к слову "звезда",я буду прикреплять звёздочку на макете ночного неба, и мы с вами увидим сколько слов можно придумать.
Логопед : Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед : Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед : Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова
«звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед : Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед : Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед : Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед : Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у
нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
На экране внезапно появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.
Логопед : Полетим?
Дети: Полетим
Логопед : вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.
На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений, ведётся обратный отсчёт, мигает свет, корабль взлетает.
Видеоролик Путешествие в космосе, знакомство с планетами.
Логопед : Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
Логопед : С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты, называют её и ставят на орбиту.
Логопед : Итак, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: проходили подготовку в школе будущих космонавтов, путешествовали в Космосе.
Логопед : Что нового вы узнали о Космосе?
Дети: Мы познакомились с планетами.
Логопед : Какие задания были самыми трудными?
Дети: Придумывать окончание предложения
Логопед : Что больше всего понравилось?
Дети: Путешествовать в Космосе.
Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали "семейку слов", Взлетали, облетали и приземлялись на ракете, рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение, познакомились с планетами и Юпиком. Больше всего понравилось путешествие к планетам.
Логопед : Мне тоже очень понравилось заниматься с вами, я надеюсь, что в будущем кто - то из вас может побывать в Космосе, и вы вспомните нашу подготовку и наше космическое путешествие. А что бы вы запомнили нашу встречу, я награжу вас за хорошую работу эмблемой юного космонавта.