Наталина Евгения
Конспект НОД «Русский народный инструмент — балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.
Загадка.
Это русский инструмент,
Догадаетесь в момент.
Он играет бойко, звонко,
В пляс пустились все девчонки.
Поскорее отгадай-ка:
Что я слышу?
Дети. Балалайка
Воспитатель. Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка. Посмотрите – вот она (показываю балалайку)
Воспитатель. А что такое балалайка?
Дети. Музыкальный инструмент.
Публикация «Конспект НОД „Русский народный инструмент — балалайка“» размещена в разделах
Воспитатель. Балалайка русский, струнный щипковый музыкальный инструмент. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны.
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники?
Дети. Да!
Воспитатель. Дети, а вы знаете, почему она так называется?
Дети. Нет
Воспитатель. Название»Балалайка», иногда встречающееся в форме»балалайка»-народное, вероятно данное инструменту в подражании бренчанию, «Балаканью» струн во время игры. «Балакать» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами рассмотрим балалайку и назовем ее основные части?
Из каких частей она состоит?
(Ответы детей)
Воспитатель. Балалайка состоит из трех главных частей:
1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов, состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.
2 – гриф, на котором располагаются лады.
3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.
Передняя часть корпуса балалайки – дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры.
Воспитатель.
Заиграй-ка, балалайка
Балалайка - три струны
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Исполняется игра на балалайках
Воспитатель. Дети, на балалайке исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей. Это-символ русского народа.
Проводится физкультминутка «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель. Ребята, а сейчас послушайте, какие о балалайке сложили поговорки и пословицы.
Поговорки и пословицы
На словах - как на гуслях, а на деле - как на балалайке; наш брат Исайка - без струн балалайка; бери балалайку в руки не будет скуки; орать не в балалайку играть.
(Объясняю смысл поговорок и пословиц)
Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень".
Воспитатель. Ребята, а вы запомнили, как называют музыканта играющего на балалайке?
Дети. Балалаечник.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Вот и закончилась наша с вами беседа.
О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили? Какие музыкальные инструменты еще вы знаете? Какой вам инструмент больше всего нравиться и почему?
(Ответы детей)