Папки-передвижки

Конспект НОД «Русские народные традиции»

Ирина Россова
Конспект НОД «Русские народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД с детьми подготовительной к школе группы

по теме: «Русские народные традиции»

Подготовила: Россова Ирина Васильевна

Цель: познакомить с русскими народными традициями. Дать представление о прохождении и значении ярмарки на Руси. Привить интерес к историческому наследию русского народа.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

Публикация «Конспект НОД „Русские народные традиции“» размещена в разделах

Вызвать у детей интерес к русским традициям

Закреплять знания о названии страны, в которой они живут, о ее быте, некоторых исторических событиях, культуре

Учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Коррекционно-развивающая:

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь.

Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества.

Обогащать и активизировать словарный запас детей: ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, кика.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому, чувство гордости за свой народ и его прошлое, интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Предварительная работа: Предварительная работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, иллюстрации игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, поговорок, пословиц, загадок.

Музыкальное оформление: народные мелодии.

Этапы (последовательность деятельности) Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Ведение в ситуацию Воспитатель: Обращает внимание на глобус. Ребята, а кто знает, где находится на глобусе наша страна? А вы не хотели бы поговорить о нашей стране? Как называется страна, в которой мы живём?

Предлагает послушать стихотворение:

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землё й пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая поля.

Каждый день – как подарок нежданный,

Каждый день – и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны

Но богаче страны не найдёшь

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга и большого озера Байкал. В реках России много разной рыбы. Много России гор. В горах добывают полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна- Россия- очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. А вы не хотели бы сегодня совершить путешествие в старину. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ответы детей.

Построение речевого высказывания.

Способность ребенка совместному общению, высказывание собственных позиций.

Актуализация знаний и умений Воспитатель:

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другие земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединил к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь напали иноземные враги, все князья объединились для борьбы с ними, А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством. ответы детей

Построение речевого высказывания.

Проявление инициативы, опираясь на свои знания и умения.

Детям предоставляется самостоятельность.

ответы детей

Построение речевого высказывания.

Затруднение в ситуации Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (показ слайда)

-Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

Дети: В гостях хорошо, а дома лучше

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота

Домом жить – обо всём тужить

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей.

.Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки - очень редкое явление (показ слайда) Беседа.

Ответы детей.

Построение речевого высказывания.

Способность ребенка совместному общению, высказывание собственных позиций.

Проявление эмоционального отклика.

«Открытие» нового знания Воспитатель:

У каждого народа есть традиции. Традиция – это слово не русское, оно переводится как передача, т. е. традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье?

Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребёнка называют в честь бабушки и дедушки.

Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребёнок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребёнка выбрано удачно, то ребёнок будет счастливым.

отвечают на вопросы

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ответы детей.

Построение связного речевого высказывания.

Общение со сверстниками и взрослым

Включение нового знания в систему знаний Воспитатель:

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой, сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа и спорилась (показ слайда).

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети: «Умелые руки не знают скуки»

«Без труда нет добра»

«Дело мастера боится»

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

«Какова пряха, такая на ней и рубаха»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Без дела жить – только небо коптить»

Русские люди в старину любили встречать гостей

Послушайте. Как они это делали:

-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А вы знаете ли. Почему эти сказки называются народными? Правильно их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, то родителей детям. Да, ребята. Книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям

(показ выставки книг русских народных сказок, дети называют их героев)

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер-золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А комод смастерят, куда убирали одежду. А какая же русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками (показ слайда)

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселье, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть всё, чем земля отблагодарила за тяжёлый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, мёдом и другими товарами. Своё мастерство показывали народные умельцы. Посмотрите, посмотрите. (Дети берут изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные)

Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (показ слайда)

Общение.

Ответы детей.

Построение связного речевого высказывания.

Проявление инициативы и самостоятельности.

Ответы детей.

Построение связного речевого высказывания.

Ответы детей.

Построение связного речевого высказывания.

Рефлексия Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявлялся? Что русский народ умел делать хорошо?

-Что такое традиции? Какие традиции вам больше запомнились?

Чем занимались люди в праздничные дни? Какие добрые дела старались сделать?

Мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша стран оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков. В народе говорили : «Кончил дело – гуляй смело» Давайте и мы с вами отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Спросите своих родителей, в какие они играли в детстве игры? Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэт ты народных игрушек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Ответы детей.

Построение связного речевого высказывания.

Взаимодействие со сверстниками.

Проявление активности и эмоционального отклика.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Фотоотчёт «Русские традиции»Фотоотчёт «Русские традиции» Нынешние дети растут в эпоху, очень отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, ценности, идеалы, но, наши дети должны.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Лэпбук «Русские народные инструменты»Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук "Русские народные инструменты" Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме "Русские народные.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русские народные традиции»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 08:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Русские народные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Россова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД