Алёна Бобырь
НОД по решению простых арифметических задач «Поможем Незнайке решить задачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжение обучения детей решению и составлению арифметических задач на сложение и вычитание.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать обучать детей решению арифметических задач, используя последовательную структуру задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
2. Продолжать обучать детей составлять примеры на сложение и вычитание, используя цифры и знаки: плюс, минус, равно.
3. Учить детей устному решению несложных задач.
Развивающие:
Публикация «НОД по решению простых арифметических задач „Поможем Незнайке решить задачки“» размещена в разделах
1. Активизация речи детей, использующая математическую терминологию.
2. Развитие внимания к условию и вопросу поставленных задач.
3. Развитие логического мышления, сообразительности, умения аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
1. Воспитание интереса к предпосылкам учебной деятельности по решению задач.
2. Продолжать формировать умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы.
Оборудование:
Мольберт, Магнитная доска.
Демонстрационный материал:
Маркеры для магнитной доски, 3 картинки-магнита Буратино (грустный, улыбающийся, весёлый, портфель Буратино (внутри): 4 карточки подсказки (структуры задачи, задания Мальвины, 2 картинки-иллюстрации к задачам.
Раздаточный материал:
На каждого: тетради в клетку, простые карандаши, ластики, золотые монеты Буратино.
Словарная работа:
Арифметическое действие, сложение, вычитание, плюс, минус, пример, структура задачи, условие задачи, вопрос задачи, решение, ответ задачи.
Предварительная работа: Решение арифметических задач на сложение и вычитание. Знакомство со структурой задачи.
Организация детей во время НОД: (на ковре, у мольберта полукругом, сидя за партами, стоя у доски).
Ход занятия
[/b]
Мотивационная часть (2 мин):
- Ребята, сегодня мы продолжаем вспоминать с вами персонажей знакомых сказок. И один из них напросился к нам сам. Этот деревянный человечек сбежал от Мальвины, скажите, кто же это? (Буратино)
Воспитатель показывает картинку грустного Буратино.
-Только вот он грустный, нос повесил, Мальвина опять задала задачки, и сказала, что не даст малинового варенья, пока он их не решит. Поможем нашему герою?
- Ответы детей.
- Буратино, доставай же свой рюкзак и залезай на мольберт, будем вместе решать!
(воспитатель меняет картинку Буратино с «грустного» на «улыбающегося»)
Прикрепляет картинку Буратино на мольберт.
-Посмотрите ребята, Буратино наш повеселел даже.
Основная часть (22 мин):
Дети на ковре полукругом, воспитатель у планшета.
1) Воспитатель достает первое задание Буратино из рюкзака.
-Итак, в первом задании Мальвина просит ответить на вопросы: (устно)
• Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?
• Сколько пальцев на одной руке, если один спрятан?
• Сколько лап у птиц – 1 или 3?
• Сколько больших и безымянных пальцев на двух руках?
• Сколько ушей у двух кошек?
• Сколько лап у двух медведей?
- Отлично справились, ребята!
2) - Для следующего задания, присядем за парты.
Воспитатель прикрепляет Буратино на доску и достает из рюкзака 4 карточки (обозначения структуры задачи).
- Мальвина положила в рюкзак Буратино 4 карточки и попросила выучить их обозначение. Только вот он забыл, что они обозначают. Знакомы вам, ребята, эти карточки-помощницы для решения задач?
- Ответы детей (дети называют карточки, составляющие структуру задачи: 1 - условие (что известно, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.
- Таким образом, в решении задачи 4 части.
- Послушайте, что я вам скажу: На клумбе расцвело 10 роз, за ночь распустилось ещё 10. Стало очень красиво. Это задача?
- Ответы детей
- Почему?
- Ответы детей
- Всё правильно, ребята, такую задачу решить нельзя, потому что в ней нет вопроса.
- Приступим к следующему заданию. Для этого откроем свои тетради на последней записи.
3) Воспитатель достает картинку- иллюстрацию к задаче.
Мальвина задала задачу:
В аквариуме плавало 7 рыб. Две рыбы из аквариума достали сачком, сколько рыб осталось плавать в аквариуме?
- Назовите условие задачи, то,что нам известно.
- Ответы детей.
- Какой вопрос в задаче?
- Ответы детей.
- Что теперь мы можем делать?
-Ответы детей.
- Как будем решать задачу?
- На какое арифметическое действие эта задача?
- Ответы детей.
- Значит, какой знак мы будем использовать в примере, плюс или минус?
- Записываем пример в тетради. Кто готов у доски?
Один ребенок записывает у доски. Вместе с детьми проверяем правильность написания примера.
- Назовите, какой ответ мы получили в задаче?
- Ответы детей.
- Молодцы, помогли Буратино!
Физминутка
-Что-то Буратино наш устал немножко, хочет размяться, приглашает и вас на ковер.
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
4) - Размялись? И достаем следующее задание. Мальвина задала Буратино шуточные задачки! Они и просты и сложны! Попробуем на них ответить устно?
-Ответы детей.
Шуточные задачки (устный счет):
1. В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
- Ответы детей
2. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).
-Ответы детей.
3. Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
- Ответы детей.
4. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).
-Ответы детей.
- Понравились вам задачки? Видите, как важно слушать и условие задачи и вопрос – внимательно.
5) - А вот и последнее задание Мальвины. Она дала Буратино картинку и попросила самому составить по ней задачу.
Воспитатель прикрепляет первую картинку-иллюстрацию на доску (Ракеты).
- Ребята, посмотрите на картинку и подумайте, какую по ней задачу мы можем составить. Напоминаю, что в любой задаче всегда есть то, что нам известно – условие задачи, а также вопрос.
- Ответы детей – варианты задачи.
- Задача составлена, осталось решить.
Итак, какое будет условие в составленной задаче?
- Ответы детей.
-Какой вопрос в нашей задаче?
-Ответы детей.
- На какое арифметическое действие задача?
- Ответы детей.
- Значит, какой знак будем использовать в примере, плюс или минус?
-Ответы детей.
- А теперь запишите пример самостоятельно в тетрадь. А я пройду и посмотрю, у кого что получилось. А после проверим вместе.
- Прочитайте, какой пример у вас получился (спрашиваем кого-то одного).
Воспитатель записывает под диктовку пример на доске.
- Согласны ребята?
- Ответы детей.
- Какой ответ получился в нашей задаче?
- Ответы детей.
Рефлексивная часть (5 мин):
- Посмотрите ребята, сколько заданий мы сегодня помогли выполнить Буратино. И чтобы ему не растеряться перед Мальвиной, давайте напомним ему кратко, какие задания мы сегодня выполняли?
- Ответы детей.
Воспитатель меняет картинку Буратино с «улыбающегося» на «весёлого».
-Ребята, смотрите, какой весёлый стал Буратино. И оказывается, он готов поделиться с вами своими «золотыми» монетами. За отличную помощь он больше всего хвалит детей (воспитатель называет тех, кто работал лучше всех, и дает им по 2 золотые монеты, а остальным – по 1.
- Буратино отправляется в страну сказок! А мы будем ждать новых героев!
Гостям говорим, спасибо за внимание!
Воспитатель достает из портфеля Буратино золотые монеты
Предполагаемые виды деятельности после занятия:
Сюжетно-ролевая игра: «Мальвина учит Буратино». Чтение сказки «Буратино».