Светлана Зуб
Конспект НОД «Речевое развитие» «Приключение в Школе волшебников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие.
Тема: «Приключения в Школе Волшебников»
Цель: Закрепить и систематизировать знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Речевое развитие“ „Приключение в Школе волшебников“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные. Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Закрепление понятий «слово», «звук», «гласный звук», «согласный звук». Развитие фонематических представлений. Упражнять в дифференциации изученных звуков. Совершенствование навыков звукового анализа слов, составления и чтения слов. Закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений. Совершенствование грамматического строя речи (обогащение экспрессивного словаря словами-синонимами). Автоматизация в игровой деятельности правильного произношения и дифференциация звуков.
Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений, мышления, общей моторики, развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
Воспитательные, Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия; активности, инициативности, самостоятельности, формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Познавательное развитие : развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.
Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие. Развитие обще моторики.
Словарная работа: предложение, слог, слово, схема предложения, гласный звук, согласный звук, звонкий звук, глухой звук, скороговорка.
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Предварительная работа. Беседа о мебели, ее деталях, материалах, из которых она сделана. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша квартира».
Демонстрационный материал: картинки героев — Звукарик, Волшебник, Солнышко; карточки со слогами, карточки с деформированными словами, мяч среднего размера, письмо с текстом, запись песни «Учат в школе», музыкальное сопровождение физминутки, комплект магнитных букв.
Раздаточный материал: контейнеры с фишками для звукового анализа, конверты для анализа предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент. Загадывание загадки. [Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона. ]
Дети заходят под песню «Учат в школе», встают в круг.
Логопед загадывает загадку:
Кто лениться не привык, тот хороший.
Дети. Ученик.
Логопед. А вы, ребята, хотите стать учениками? А для чего?
Ответы детей.
2. Упражнение «Скажи, какое?» [Обогащение экспрессивного словаря словами- синонимами].
Логопед. Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в сказочную школу, где пройдут уроки волшебства со сказочными переменками. Хотите? У каждой школы есть своя эмблема, чтобы узнать, что изображено на эмблеме ШВ, отгадайте загадку:
Золотое яблочко по небу катается, Всем-всем улыбается, А улыбки-то лучи Очень-очень горячи.
Дети. Солнце.
Логопед. Правильно. Эмблема ШВ - солнышко.
Вывешивается картинка солнышка.
Логопед. А какое оно, солнышко?
Дети подбирают слова-синонимы.
Логопед. Молодцы! Я сейчас превращу вас в лучики солнца.
Дети надевают галстуки-лучики.
Звенит колокольчик.
3. Урок №1 «Веселые Знайки». [Повторение понятий «слово», «звук», «гласный звук», «согласный звук»]
Логопед. Проходите за столы, начинается первый урок. Отгадайте, кто пришел к нам на первый урок. Переставьте буквы по цифрам и прочитайте, как зовут гостя.
Дети выполняют задание.
Ребенок. Звукарик. В гости пришел Звукарик.
Логопед. Послушайте задания Звукарика. Из чего состоит наша речь?
Дети. Речь состоит из слов.
Логопед. Из чего состоят слова?
Дети. Слова состоят из звуков.
Логопед. Молодцы! Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки?
Дети. Гласные.
Логопед. А как называются звуки, которые встречают во рту преграды?
Дети. Согласные.
Логопед. Правильно! Звукарик вами очень доволен.
4. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
А сейчас отгадайте загадку Звукарика.
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.
Дети. Книга.
Логопед. Правильно. Сделайте звуковой анализ слова «книга».
Дети выполняют задание. Логопед задает дополнительные вопросы.
Логопед. Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Разделим слово «книга» на слоги.
5. Дидактическая игра «Подбери схему к слову». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
Логопед. Следующее задание Звукарика. Подберите слова к схемам.
Логопед вывешивает звуковые схемы и слова, дети подбирают соответствующую схему, затем проверяют себя по схеме.
Логопед. Молодцы! Звукарик очень рад, что вы справились с этим трудным заданием.
Звенит колокольчик.
6. Подвижная игра «Давай поздороваемся». [Координация речи с движением. ] Логопед. Перемена. Давайте отдохнем.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.
Дети двигаются под музыку, музыка прекращается, по команде логопеда дети здороваются: 1-руками, 2-плечиками, 3 — спинками.
Звенит колокольчик.
7. Урок №2 «Волшебное превращение». Упражнение «Составь схему».
[Совершенствование навыка чтения и анализа предложения. ]
Логопед. На второй урок к нам пришел Волшебник. Он принес для вас конверт. Возьмите конверт, где находится сообщение от Волшебника, и прочитайте его. Дети читают.
Ежу на ужин жук нужен. Логопед. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Дети. Предложение.
Логопед. Сколько слов в этом предложении? Давайте выложим схему к этому предложению.
Один ребёнок выходит к доске, остальные выкладывают на своих местах.
Логопед. Как пишется первое слово в предложении?
Ребенок. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Логопед. Что ставится в конце предложения?
Ребенок. Точка.
Логопед. Есть ли в этом предложении маленькое слово-предлог? Какое это слово по счету?
Ребенок. Да. Это второе слово «на».
8. Упражнение «Скажи правильно». [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков. ]
Логопед. Молодцы! Выходите на ковер. Теперь давайте вместе произнесё м эту скороговорку правильно: сначала тихо, спокойно; потом быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак.
Логопед. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто?
Дети. Звук [Ж].
Логопед. Что вы можете сказать об этом звуке. Какой он?
Дети. Согласный, всегда твердый, звонкий.
Логопед. Замечательно! Волшебнику понравилось, как вы отвечали.
Звенит колокольчик.
9. Физминутка. Упражнение «Игра с мячом» [Согласование существительных с прилагательным «волшебный» в роде и числе].
Логопед. Переменка.
Дети становятся в кругу. Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч и повторяет это же слово, но ставит перед ним нужную форму слова «волшебный» (день - волшебный день, урок, солнце, небо, машина, самолет, море).
Звенит колокольчик.
10. Урок №3 Игра «Назови слова». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа, чтения слов. ]
Логопед. Ребятки, посмотрите на доску. Вам показаны только первые слоги слова. Вот такое задание, с помощью этих слогов придумать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. Отвечаем красиво.
1. ма — 1. ли —
2. ры - 2. зи-
3. ва — 3. лу —
Дети составляют слова: машина, рыбы, ваза, лимон, зима, лужа.
Логопед. Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Упражнение «Деформированные слова». [Развитие фонематических представлений. ]
НКИО — кино, кони
АИЛС — лиса, сила
ОКТ — кот, ток
ОНС - нос, сон
Логопед. Умницы! Как быстро справились с заданием.
Звенит колокольчик.
11. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. Вот и закончились уроки в Школе Волшебников. Вам понравилось? Что запомнилось? Почему? Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания! Теперь вы смело можете идти в школу!
Логопед. А на прощание встаньте в круг (музыка). Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут весёлыми, добрыми, солнечными