Наилэ Пономарева
НОД «Пётр Ильич Чайковский»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пётр Ильич Чайковский»
Программное содержание: Познакомить детей с биографией великого русского композитора П. И. Чайковского.
Задачи: - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
- формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
- развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия. Звучит отрывок из балета «Щелкунчик». Дети входят в зал и рассаживаются. Слушают музыку.
Публикация «НОД „Пётр Ильич Чайковский“» размещена в разделах
М. Р. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей). Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. (показ слайда). Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал П. И. Чайковский.
Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге,
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой. (С. Дроздова) Дети берут цветы. Звучит фонограмма музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети исполняют танцевальную импровизацию, используя лёгкий бег, кружение, покачивания рук, плавные движения рук вверх и вниз, перестроение.
М. Р. Только что в вальсе кружились, будто ожившие розы, гвоздики, левкои… А вы знаете, ребята, что эта чудесную музыку тоже написал П. И. Чайковский. Он написал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». (показ слайда). Отрывки из этих сказочных балетов мы с вами слушали в исполнении симфонического оркестра.
Воспитатель.
Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые.
И ветер, и волну морскую –
Все струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовётся…
Дети. Арфа (показ слайда)
Воспитатель. В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно,
Голос трепетный, высокий мы узнаем без ошибки
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…
Дети. Скрипка (показ слайда)
Воспитатель. Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйка звенела.
А может, в траве колокольчик звенел?
А может, не птичка, а ветер свистел?
Весёлую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка…
Дети. Флейта (показ слайда)
Воспитатель. Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет,
Звучать по-разному он может:
То нежно, ласково, легко.
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель,
Зовут его…
Дети. Виолончель (показ слайда)
М. Р.
Последняя загадка самая трудная.
Инструмент, как пианино,
Но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины,
Слышен нежный перезвон,
Если клавиш кто коснётся.
Как же инструмент зовётся?
Дети. Челеста (показ слайда)
М. Р. Правильно, молодцы! Мы с вами знаем, что именно Пётр Ильич Чайковского впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. Вспомните, в каком музыкальном произведении звучала челеста. (Ответы детей). А привёз Петр Ильич этот инструмент из Франции. Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам. Вот и в балете «Щелкунчик» композитор создал музыку тех стран, из которых в Россию ввозились в те годы шоколад, кофе, чай. Это танцы, которые носят яркий национальный характер.
Рассмотрим каждый танец отдельно.
Дети слушают танец Шоколада (испанский танец (показ слайда)
М. Р. Звонкий голос трубы выводит горделивую, стремительную мелодию, ему аккомпанирует ритмичный сухой треск. Это щёлкают кастаньеты, испанские национальные инструменты, обычно сопровождающие народные танцы. Композитор ввёл их в оркестр, чтобы придать танцу испанский колорит.
Упражнение на координацию речи и движения «Вышла чашка погулять»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышла чашка погулять. Дети сжимают и разжимают кулачки.
Мимо чайник пролетает –
Чашку чаем наполняет: Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай».
- Буль – Буль.
Ой – ёй – ёй! Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен сахар кусковой. Хлопают ладошками по коленям.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышел сахар погулять. Сжимают и разжимают пальцы рук.
Мимо ложка пролетает,
Сахар в чашке растворяет: Водят указательным пальцем по ладони другой руки.
- Дзинь – дзинь.
Ой – ёй – ёй! Хлопают в ладоши.
Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен пряник расписной! Хлопают ладонями по коленкам.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышел пряник погулять. Сжимают и разжимают пальцы рук.
Рядом зубки поджидают, В прятки с пряником играют: Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой.
- Хруст – хруст.
Ай – яй - яй! Стучат кулачками друг об друга.
Прижимают ладони к щекам и качают головой.
По столу растёкся чай! Поглаживают колени ладонями.
Раз – два - три – четыре - пять –
Вышла тряпка погулять. Сжимают и разжимают кулачки.
Тряпка в чае извозилась, Потирают руки друг об друга.
Тряпка фыркала и злилась Делают вид, что царапаются.
Раз – два – три – четыре – пять – Сжимают и разжимают кулачки.
Не хочу с тобой играть! Топают ногами.
Звучит танец Арабского принца (Кофе).(показ слайда)
М. Р. В арабском танце Чайковский использовал подлинный восточный напев. Плавную задумчивую мелодию с яркими восточными украшениями нежно поют скрипки. Им подпевает гнусавый голос английского рожка, тихо позвякивает бубен, звучат голоса альтов и виолончелей. Подобный аккомпанемент тонко подражает звучанию народных инструментов Востока. Музыка так красочна, так живописна, что словно видишь танцующих арапчат: скользят в плавном танце их блестяще-коричневые гибкие тела.
Дети слушают китайский танец «Чая»(показ слайда китайские куклы-болванчики прыгают, вертятся, как заводные, забавно качают своими головками).
Дыхательное упражнение: «Подуй на каждый пальчик»
В этом танце очень интересно, по-особому звучат инструменты оркестра: мелодию пронзительно высвистывают флейты-малютки (по-итальянски флейты-пикколо) в самом высоком своём регистре, а сопровождение поручено фаготам, которые усердно трудятся, «ворчат» в низком регистре.
На балу в честь Мари и Принца танцуют также куклы: русские матрёшки, пастухи и пастушки.
Грациозные пастушки танцуют, подыгрывая себе на камышовых дудочках. В оркестре пастушеские свирели изображают три солирующие флейты. Им композитор поручил светлую, красивую мелодию пасторального характера. А лёгкий, воздушный фон создают струнные, играющие «пиццикато» (приём, когда музыканты играют на струнах не смычком, а пальцем, щипком). Такое изящное звучание мелодии в оркестре напоминает старинную французскую музыку 18 века.
Только закончили свой танец пастушки, а в пляс уже пустились весёлые клоуны.
И ещё два великолепных танца написал композитор для этого балета.
Танец феи Драже. (показ слайда)
Музыка этого танца создаёт образ нежной, хрупкой феи сказочного царства. Чайковский здесь впервые использовал здесь звучание челесты. Челеста похожа на маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Оттого и звук у неё очень высокий, хрупкий, «стеклянный». Нежный перезвон челесты и короткие возгласы бас-кларнета придают музыке особое волшебство и таинственность.
Вальс цветов. (показ слайда)
«Вальс цветов» один из самых популярных музыкальных номеров балета «Щелкунчик».
После первых тактов, которые исполняют деревянные духовые инструменты, вступает струнный инструмент – арфа. Её звуки похожи на плавные переливы волн. Вальс покоряет удивительным мелодическим богатством. Прекрасные напевные мелодии возникают одна за другой. Главную тему вальса проникновенно исполняет хор четырёх валторн.
Двигательная импровизация под «Вальс цветов»
М. Р. Сегодня мы познакомились с интереснейшими произведениями Петра Ильича Чайковского.
Подвижная игра: «Ловишки с ленточками».