Галина Кулавская
НОД «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии живого и не живого мира весной.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о характерных особенностях представителей мира животных и растений, образе их жизни.
2. Продолжать учить отличать живое от не живого на основе признаков потребностей живого.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес ко всему окружающему, логическое мышление, находчивость.
2. Закрепить правила поведения в природе
3. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Воспитательные:
Публикация «НОД „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
1. Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Материал: панорама весеннего леса, фотографии перелетных и зимующих птиц; следы лесных животных, иллюстрации правил поведения в лесу, кроссворд, картина «Сухое дерево», зеленые листочки из бумаги, запись голосов птиц, картинки с изображением деревьев, животных, подснежника, материал для оригами «Подснежник».
Воспитатель.
Собирайтесь скорее,
В необычный поход.
Ждут нас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
По звериным следам мы пойдем
Непременно мы в лес попадем.
Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся вот по этой тропинке (указываю на заранее выложенную дорожку, из следов лесных зверей: зайца, волка, лисы, медведя).
Дети идут по следам, имитируя движения животных.
Воспитатель. Мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом.
Дети. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь мы свои.
Воспитатель. Ребята, в какой лес мы попали?
Дети. В весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Дети. Весна.
-Ребята, вы пришли в весенний лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу, чего нельзя делать в лесу? (Дети отвечают по картинкам, садятся на стулья)
Запись звуков природы "Голоса весеннего леса".
Воспитатель:
-Что вы слышали? (звонко поют птицы).
-Где и когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов).
-А чтобы проверить, каких перелетных птиц вы знаете мы поиграем?
Игра «Узнай птицу»
Воспитатель:
-Кто возвращается первым в родные края? (грачи)
-Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.
-А кто из птиц прилетает последний? Почему? (ласточки, стрижи; когда появляются насекомые).
-Чем сейчас занимаются птицы? (строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов).
-Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля, сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полет, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей.
А сейчас вы будете отгадывать кроссворд. Попробуем догадаться, о чем сейчас поют птицы? (о весне) (Отгадывание кроссворда.)
Для того, чтобы разгадать кроссворд, отгадайте загадки:
1 строчка - Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала.
2 строчка - Без рук, без топоренка построена избенка.
3 строчка - Растут - зеленеют, упадут - пожелтеют, полежат - почернеют.
4 строчка - Красное яблочко по тарелочке катается, никто не догадается.
5 строчка - Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад - вперед по пашне вскачь, а зовется птица - грач.
(Дети сами вписывают слова в пустые клеточки. Воспитатель предлагает прочитать слово, которое получилось, читая кроссворд сверху вниз. Значит, птицы поют? (весной)
Воспитатель:
-Проходя по весеннему лесу, нам встречались следующие деревья… (Расставляю на мольберте следующие деревья-берёза, дуб, ель, рябина, липа, клён, осина)
-Ребята, одно дерево в лесу оказалось сухим, давайте попробуем его оживить. (Ставлю на мольберт картинку с изображением сухого дерева)
- Какие условия необходимы для роста растений?
Игра «Оживи дерево»)
(Дети подходят к мольберту, берут листочки, называют условия для жизни растений, закрепляют листочки на сухом дереве с помощью магнита) ( Для роста растению нужна: вода, тепло, свет (солнце, почва, питательные вещества, птицы-уничтожают вредных насекомых, черви - рыхлят почву в корнях)
-Ребята, а какой лес весной? (прохладный, сырой, светлый, свежий, красивый, живой, шумный)
(На мольберте закреплены картинки с изображением деревьев)
- А какие деревья весной вы можете узнать? (Березу)
- Почему? (Такой ствол только у нее – белый с черными крапинками)
-А зачем дереву нужна кора? (защищать от морозов, жары)
-Берёза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
-Как просыпается берёза от долгого сна? (набухают почки, распускаются листочки, серёжки)
-Ребята, как вы думаете, почему у деревьев только весной набухают почки? (становится теплее, снег тает)
-Начинается сокодвижение и деревья просыпаются.
-А какие деревья ещё украшают лес весной? (Хвойные деревья - ель и сосна)
-Чем отличается сосна и ель от берёзы? (У берёзы нет иголочек, а у сосны и ели есть)
-Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. Сосна – вечнозелёное растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это.
-Какую пользу приносят в лесу ель и сосна? (сосна и ель очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни)
-Правильно, и поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный.
-Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: А какие животные просыпаются весной?
Рассказы детей:
1ребенок. Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест всё, что ему попадё тся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений. В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
2 ребенок: Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей. Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.
3 ребенок: Заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
Физминутка.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький.
Дети: подснежник.
Воспитатель: Почему этот цветок так называется?
Дети: Он появляется из-под снега.
Воспитатель: Да. Легенда уверяет, что подснежники – это Снегурочкины слёзы. Переживала Снегурочка, что зима прошла. Шла она по лесу и плакала. Снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали на этом месте подснежники (показ картинки с поснежником).
Воспитатель: Дети, обратите внимание на эту полянку! Почему она серая, некрасивая?
Дети: Цветы необычные. Наверное, что-то случилось с ними. Они все одинаковые и не имеют цвета.
Воспитатель: Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети: Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель: Мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги.
(Оригами - подснежник)
Воспитатель: Дети, вам понравилось в весеннем лесу.
Дети: Понравилось.
Воспитатель: Понравились и вы мне. Пора нам возвращаться.
Дети возвращаются в детский сад, перепрыгивают через лужи и кочки, идут змейкой, чтобы не «помять» травку и цветы.
Итог:
- Как называлось наше путешествие? - Что вам больше всего запомнилось? - Сегодня вечером предлагаю вам нарисовать свои впечатления о путешествии в весенний лес и поделиться ими со своими родителями.