Протосевич Татьяна
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в профессии прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» с. Новобелокатай «Детский сад «Теремок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Путешествие в профессии прошлого»
Познавательное развитие.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в профессии прошлого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Подготовила : Протосевич Т. Д
2021
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание»
Цель: Формирование представления детей о профессиях людей прошлого и настоящего, развитие интереса к миру профессий.
Задачи:
- Познакомить детей с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие памяти, внимания, наблюдательности.
- Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
-Воспитывать любознательность, интерес к занятию, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
-Воспитывать интерес, желание узнать больше о людях труда.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», чтение рассказов по теме «Профессии», отгадывание загадок; дидактические игры.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и встают в круг.
Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно (шагают на месте)
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!» (повернуться к соседу)
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед)
Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед)
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем им доброго утра.
Дети садятся на стулья.
Слово «ПРОФЕССИЯ» (СЛАЙД 2)
Ребята, посмотрите на экран. Кто может прочитать слово?
А как вы думаете, что такое профессия?
Профессия - это труд, то, чем занимается человек на протяжении многих лет. Она должна приносить радость и человеку, и окружающим людям. Профессий очень много и каждой профессии нужно специально обучаться.
Ребята, а какие профессии знаете вы?
Молодцы, много знаете профессий. Эти все профессии современные.
Ребята, а вы бы хотели узнать какие профессии были в старые времена?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие – в мир давно забытых профессий и узнать, какие профессии были в старину. Возможно некоторые из них вы узнаете.
1 (СЛАЙД 3) Давайте прочитаем слово на экране. Кто может прочитать?
ЦИРЮЛЬНИК
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
(СЛАЙД 4)
Цирюльник – это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром.
Профессия цирюльник известна с древних времен. Без него не могло обойтись высшее общество во всех странах. Парики, изысканные прически, усы и бакенбарды являлись вотчиной цирюльников.
Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (парикмахер). Да, в наши дни парикмахер нужен всем. Что должен уметь современный парикмахер? (Стричь, завивать и выпрямлять волосы, наращивать локоны, красить волосы в разные цвета, делать стильную укладку и др.).
2) (СЛАЙД 5) Прочитаем следующее слово. Кто может прочитать?
ЛЕКАРЬ
Кто такой лекарь? Кто может ответить?
(СЛАЙД 6)
Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоев умел заживлять раны и излечивать инфекции. Для этой профессии необходимо обладать знаниями и особым складом характера: внимательностью, спокойствием, самообладанием и в то же время – уверенностью, способностью быстро принимать решения, большой долей ответственности.
А как эта профессия называется в настоящее время? (Врач).
Чем занимается врач сейчас? Каких врачей вы знаете? (Ответы детей).
3) (СЛАЙД 7) Давайте с вами вместе прочитаем следующее название профессии.
ЖИВОТНИК
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
(СЛАЙД 8)
Животник– это человек, который занимался лечением животных, а также осуществлял санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов
Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ветеринар)
Чем занимается ветеринар сейчас? (лечением животных)
4 (СЛАЙД 9) Давайте прочитаем название следующей профессии.
КУПЕЦ
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
(СЛАЙД 10)
Купец — это человек, который владел торговым предприятием, вел торговлю. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена.
А как вы думаете, как в наше время называют людей этой профессии? (предприниматель, продавец)
5) (СЛАЙД 11) Давайте с вами вместе прочитаем следующее название профессии.
ИЗВОЗЧИК
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?
(СЛАЙД 12)
Извозчик - это человек, управляющий наёмным конным экипажем, который занимался пассажирскими и грузовыми перевозками. Извозчики были основным видом городского транспорта, так как в те времена машин не было, а надо было переезжать и перевозить грузы.
Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (водитель, таксист, грузоперевозчик)
А чем сейчас занимается водитель? Водитель легковой машины перевозит людей, а грузовой — перевозит различные грузы.
Давайте повторим профессии, которые мы узнали.
(СЛАЙДЫ 4,6,8,10,12) Цирюльник, лекарь, животник, купец, извозчик.
А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: «Профессии»
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, («Мешаем» поварешкой)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
Немного отдохнули, продолжаем дальше.
А еще в давние времена существовали профессии, которых сейчас уже нет, их называют утраченными.
А) (СЛАЙД 13- картинка и надпись) ЧЕЛОВЕК – БУДИЛЬНИК
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
Человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок, которыми он стучал в окна. Кроме длинных палок, также использовались другие методы, такие как мягкие молотки, трещотки и даже метательные трубки, из которых стреляли горохом. Особенно популярными услуги будильников были в бедных районах, где люди не могли себе позволить купить часы.
Б) (СЛАЙД 14) ФОНАРЩИК
Чем занимался человек этой профессии?
Давным-давно, когда люди еще не придумали электричество, в городах были служащие, наблюдающие за исправностью уличных фонарей (чистить, заменять прогоревший фитиль) и их зажигающие. С наступлением сумерек, фонарщики выходили на улицы и зажигали фонари с помощью горящей свечи, привязанной к длинной палке, а утром гасили.
В) (СЛАЙД 15) ВОДОВОЗ
Как вы думаете, чем занимался водовоз? (Ответы детей)
Да, правильно. Когда не было водопровода, водовоз набирал воду в источнике (в реке, колодце, на водокачке) в большую бочку, а затем развозил к домам и разливал воду в вёдра. Воду люди использовали для приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья. Эта профессия в те времена была очень необходима людям.
Г) (СЛАЙД 16) КРЫСОЛОВ
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
Само название говорит об этом - ловил крыс.
Профессия крысолова появилась еще в Средневековье, когда крысы были одной из самых жутких проблем. Грызуны расплодились настолько, что подчистую съедали урожаи. Крысоловы спасали целые города от нападок крыс — переносчиков опасных инфекций. Они ловили грызунов вручную, иногда с помощью капканов. Очень часто их сопровождали собаки-охотники.
Д) (СЛАЙД 17) МОЛОЧНИК
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей)
В обязанности молочника входило обеспечение людей свежим молоком. Во времена, когда пастеризованного молока еще не было в массовой продаже, да и домашних холодильников не существовало, это была очень важная, хотя и нелегкая работа. Ранним утром молочник нагружал свою телегу молоком и развозил его по домам. Существовали и уличные молочники: они разливали молоко прямо в городе.
Повторим утраченные профессии, которые мы узнали.
(СЛАЙДЫ 13,14,15,16,17) Человек-будильник, фонарщик, водовоз, крысолов, молочник.
Ребята, подумайте и скажите мне почему эти профессии называются утраченными, почему сейчас нет этих профессий? (ответы детей)
Многие профессии уходят в далекое прошлое и в жизни современного общества оказываются совершенно ненужными, а причиной этому выступает быстрое развитие науки и техники, появление машин, способных заменить ручной труд человека.
Поиграем в игру «Угадай профессию». (СЛАЙД 19)
(СЛАЙДЫ 20 -37)
Правила игры: по картинке на слайдах (инструменты и орудия труда) угадать профессию.
Что эта за профессия? Как называлась эта профессия в прошлом? Как называется сейчас?
Д/и «Назови профессию»
Правило игры: я читаю предложение, а вы называете профессию.
- стрижет волосы … (парикмахер)
- лечит животных … (ветеринар)
- занимается торговлей … (продавец)
-перевозил людей в конном экипаже … (извозчик)
- лечит людей … (врач)
- зажигал фонари… (фонарщик)
- разносил молоко … (молочник)
- ловил крыс … (крысолов)
- будил людей … (человек-будильник)
- возил воду … (водовоз)
- гасил фонари … (фонарщик)
-перевозит различные грузы … (водитель)
-владел торговым предприятием … (купец)
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Показ мультфильма «Все для всех». (СЛАЙД 18)
Мы с вами сегодня говорили о профессиях прошлого, вы знаете много современных профессий и теперь посмотрев мультфильм скажите, какая профессия самая главная?
Все профессии одинаково важны и нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну старинных профессий. О каких профессиях прошлого вы узнали? Как эти профессии называются сейчас? Какие профессии остались в прошлом?
Дети, вам понравилось занятие? Задайте друг другу вопросы по занятию. Молодцы, вы все хорошо поработали, каждый из вас смог узнать для себя что-то новое, кто-то вспомнил, то, что уже знал.
Ребята, скоро вы попрощаетесь с детским садом, пойдете в школу. Я хочу пожелать вам хорошей учебы в школе, радости, новых успехов, найти в школе множество новых друзей, здоровья, новых интересных знаний и умений, пусть все всегда получается!Впереди васждет много нового и интересного.
Какую профессию выбрать, вы еще сейчас не знаете, но какую бы не выбрали, главное быть хорошим и отзывчивым человеком. Идти дорогою добра!
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо.
Песня «Дорога добра» (М. Минков и Ю. Энтин)
Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно (шагают на месте)
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!» (повернуться к соседу)
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед)
Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед)
Д/и «Назови профессию»
Правило игры: я читаю предложение, а вы называете профессию.
- стрижет волосы … (парикмахер)
- лечит животных … (ветеринар)
- занимается торговлей …
-перевозил людей в конном экипаже …
- лечит людей …
- зажигал фонари…
- разносил молоко …
- ловил крыс …
- будил людей …
- возил воду …
- гасил фонари …
-перевозит различные грузы …
-владел торговым предприятием …
Физкультминутка: «Профессии»
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, («Мешаем» поварешкой)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
А сейчас давайте представим, что мы дизайнеры. Сделаем с вами необычный дизайнерский букет. Я приготовила основу стебельки, а вы приклеите цветы.
• если вам было интересно, то красный цветок
• если вы узнали что-то новое, то желтый цветок
• если вам было скучно, то фиолетовый цветок
Каждый ребенок подходит выбирает цветок и объясняет, почему именно этот цветок выбрал.
Какой красивый букет у нас получился!