Ирина Митина
НОД «Путешествие в историю русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно - эстетическое.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное.
Тема: Путешествие в историю русского костюма.
Форма организации занятия: группа.
Категория возраста: 6 - 7 лет.
Задачи:
Публикация «НОД „Путешествие в историю русского костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- обучающая – продолжать знакомить с русском народном костюме : с праздничной и будничной одеждой, со значением цветовой гаммы и элементами орнамента; формировать представления об элементах костюма : сарафан, рубаха, сорочка, порты, кокошник, пояс-кушак, картуз; учить детей симметрично располагать элементы орнамента.
- развивающая - расширять кругозор: способ хранения одежды; развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь новыми словами; развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику.
- воспитывающая – формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к истории своего народа, воспитывать патриотические чувства, желание использовать народные в своей продуктивной деятельности.
Словарь новых слов: Сударь, Сударыня, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты, сорочка, картуз.
Формируемые представления:
1) Быт русского народа
2) Русский костюм ( элементы: сарафан, рубаха, сорочка, порты, кокошник, пояс-кушак, картуз).
3) Манера разговора (сударь, сударыня, сударушка)
4) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)
5) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).
Методические приё мы: словесные методы: рассказ педагога, вопросы, беседа, метод художественного слова; метод музыкального сопровождения, побуждающие к активной мыслительной деятельности, наглядный метод: рассматривание; метод вхождения в образ.
Музыкальный ряд: голоса леса, русская народная мелодия.
Демонстрационный материал: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, рушник, каравай, расписные столы, плетень, сундук, иллюстрации с изображением людей в праздничной и будничной одеждах, бумажные сарафаны.
Раздаточный материал: одежда из бумаги и украшения.
Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, чтение сказок.
Основные части занятия:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Динамическая пауза.
4. Беседа.
5. Динамическая пауза.
6. Продуктивная деятельность.
7. Итог занятия: анализ работ.
Динамические паузы: игра-хоровод «Яша», русская народная игра «Золотые ворота».
Последующая работа: художественная деятельность, игровая деятельность.
Список литературы:
1. Бударино Г. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: Детство – Пресс, 1999.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003.
3. Князева О. Л. Как жили на Руси. СПб: Детство – Пресс, 1998.
4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
6. Саплина Е. В. Введение в историю. М. : Дрофа, 2004.
Ход занятия
Зал оформлен в русском стиле. Входят дети с воспитателем.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, где будем продолжать знакомиться с русским национальным костюмом и его элементами. А для этого надо ответить на два вопроса. Как называется наша страна? (Россия). Как называлась наша страна в древности? (Русь). Что бы туда попасть, нам надо пройти через волшебный лес (слышатся голоса птиц, звуки природы, воды). Ребята, посмотрите, терем стоит. Как вы думаете, кто в нем живет? Я сейчас постучу, и мы узнаем кто живет (стучит).
Молодец: Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Приходи скорей, народ!
Девица:
Приходи – кому охота!
А кому неохота – тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.
Девица: Здравствуйте, люди добрые!
Молодец: Низкий поклон Вам! (Кланяются). Проходите, присаживайтесь, пожалуйста!
2. Беседа.
(мальчики ведут девочек, садятся на лавочки)
Воспитатель: Посмотрите на наших хозяев. Какая у них странная одежда. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так – «сударь». Как же нам обратиться к хозяевам и узнать, как их зовут? (Опрос детей). Помогите мне, пожалуйста!
Дети обращаются к хозяевам: Как звать вас, сударыня? Как звать вас, сударь?
Девица: Зовут меня Полина!
Молодец: Зовут меня Алеша!
Воспитатель: Какие имена красивые!
А какие русские имена вы знаете? (Ответы детей).
Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили : «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, сама как лебёдушка…». А хороводы как любили водить.
3. Динамическая пауза.
Русская народная игра-хоровод «Яша».
(дети идут по кругу, мальчик с завязанными глазами сидит в кругу)
Сиди, сиди Яша
Под ореховым кустом.
Грызи, грызи Яша
Орешки каленые, ядра золоченые.
Чок, чок, пяточек,
Вставай, Яша, дурачек.
Где твоя невеста?
В чем она одета?
Как ее зовут и откуда привезут?
(Мальчик завязанными глазами отгадывает девочку)
4. Беседа
Воспитатель: Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать (садятся)
Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно). Для чего ее носили? (защита от холода и жары) Постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни человека. Чем богаче был человек, тем красивее и дороже была его одежда.
Скажите, Полина, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, сорочка, лента шёлковая). Что на голове у Полины? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?
Девочка: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Воспитатель: А какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).
Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.
Как и сейчас, любили женщины украшения. Носили кольца, бусы. Но носили только по праздникам.
Воспитатель: Во что одет сударь Алексей? (Рубаха, пояс-кушак, штаны, сапоги). Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы было видно живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Воспитатель: А кто знает, как назывались штаны раньше?
Мальчик: Штаны назывались порты, и заправлялись они в сапоги.
Воспитатель: Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?
Алеша: Это шляпа с козырьком и цветком.
Воспитатель: Как она называется? (Картуз)
Одежда на Руси была будничная и праздничная. Как вы думаете, чем они отличались? (ответы детей) (показ иллюстраций).
Воспитатель: Сударь и Сударыня, что за узор вышит на одежде?
Алеша: Орнамент.
Ребята, а как вы думаете, где хранили одежду, ведь шкафов не было (в сундуках). Сударь Леша, а у вас есть сундук? Принеси, пожалуйста. Давайте посмотрим, что лежит в этом сундуке (достать из сундука сарафаны).
Воспитатель: В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, красные круги и крест - знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, ромбы, а в них точки, означает богатство и плодородие, цветы – символ богатства.
Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство.
Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. Их берегли, одевали на праздники несколько раз в год и аккуратно носили. И эти костюмы передавали по наследству.
Вот у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.
5. Динамическая пауза.
Народная игра «Золотые ворота (вопросы о народных праздниках).
(Двое детей соединенные руки поднимают вверх, изображая ворота. Остальные идут через ворота)
В золотые ворота проходите господа.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
Ну а в третий раз не пропустим вас.
Ребята, а вы хотите сами поучаствовать в изготовлении русского костюма? Тогда проходите в нашу мастерскую.
6. Продуктивная деятельность
(После игры дети идут за столы).
(На столе сундук, на столах лежат сарафаны, сорочки, из бумаги) На выбор дети украшают.
На столах у вас лежат одежды, но они не праздничные, а будничные. Вам надо украсить их и сделать красивыми, нарядными с использованием элементов орнамента.
(анализ деятельности, выбор красивых одежд). Почему получилось очень хорошо? (старались, были аккуратны, внимательны).
7. Анализ занятия.
Воспитатель: Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).
Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наши хозяева Алеша и Полина. Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.
Алеша и Полина: (преподносят каравай) По русскому обычаю
Гостей мы угощаем
Круглым, пышным караваем!
Дети: До свидания, хозяева дорогие! (уходят в терем)
Воспитатель: Пора нам возвращаться. Вам понравилось наше путешествие?