Папки-передвижки

НОД «Путешествие в историю русского костюма» (7 фото)

Ирина Митина
НОД «Путешествие в историю русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: художественно - эстетическое.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное.

Тема: Путешествие в историю русского костюма.

Форма организации занятия: группа.

Категория возраста: 6 - 7 лет.

Задачи:

Публикация «НОД „Путешествие в историю русского костюма“» размещена в разделах

- обучающая – продолжать знакомить с русском народном костюме : с праздничной и будничной одеждой, со значением цветовой гаммы и элементами орнамента; формировать представления об элементах костюма : сарафан, рубаха, сорочка, порты, кокошник, пояс-кушак, картуз; учить детей симметрично располагать элементы орнамента.

- развивающая - расширять кругозор: способ хранения одежды; развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь новыми словами; развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику.

- воспитывающая – формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к истории своего народа, воспитывать патриотические чувства, желание использовать народные в своей продуктивной деятельности.

Словарь новых слов: Сударь, Сударыня, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты, сорочка, картуз.

Формируемые представления:

1) Быт русского народа

2) Русский костюм ( элементы: сарафан, рубаха, сорочка, порты, кокошник, пояс-кушак, картуз).

3) Манера разговора (сударь, сударыня, сударушка)

4) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)

5) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).

Методические приё мы: словесные методы: рассказ педагога, вопросы, беседа, метод художественного слова; метод музыкального сопровождения, побуждающие к активной мыслительной деятельности, наглядный метод: рассматривание; метод вхождения в образ.

Музыкальный ряд: голоса леса, русская народная мелодия.

Демонстрационный материал: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, рушник, каравай, расписные столы, плетень, сундук, иллюстрации с изображением людей в праздничной и будничной одеждах, бумажные сарафаны.

Раздаточный материал: одежда из бумаги и украшения.

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, чтение сказок.

Основные части занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

3. Динамическая пауза.

4. Беседа.

5. Динамическая пауза.

6. Продуктивная деятельность.

7. Итог занятия: анализ работ.

Динамические паузы: игра-хоровод «Яша», русская народная игра «Золотые ворота».

Последующая работа: художественная деятельность, игровая деятельность.

Список литературы:

1. Бударино Г. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: Детство – Пресс, 1999.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003.

3. Князева О. Л. Как жили на Руси. СПб: Детство – Пресс, 1998.

4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

6. Саплина Е. В. Введение в историю. М. : Дрофа, 2004.

Ход занятия

Зал оформлен в русском стиле. Входят дети с воспитателем.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, где будем продолжать знакомиться с русским национальным костюмом и его элементами. А для этого надо ответить на два вопроса. Как называется наша страна? (Россия). Как называлась наша страна в древности? (Русь). Что бы туда попасть, нам надо пройти через волшебный лес (слышатся голоса птиц, звуки природы, воды). Ребята, посмотрите, терем стоит. Как вы думаете, кто в нем живет? Я сейчас постучу, и мы узнаем кто живет (стучит).

Молодец: Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей, народ!

Девица:

Приходи – кому охота!

А кому неохота – тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.

Девица: Здравствуйте, люди добрые!

Молодец: Низкий поклон Вам! (Кланяются). Проходите, присаживайтесь, пожалуйста!

2. Беседа.

(мальчики ведут девочек, садятся на лавочки)

Воспитатель: Посмотрите на наших хозяев. Какая у них странная одежда. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так – «сударь». Как же нам обратиться к хозяевам и узнать, как их зовут? (Опрос детей). Помогите мне, пожалуйста!

НОД «Путешествие в историю русского костюма»

Дети обращаются к хозяевам: Как звать вас, сударыня? Как звать вас, сударь?

Девица: Зовут меня Полина!

Молодец: Зовут меня Алеша!

Воспитатель: Какие имена красивые!

Фото «Путешествие в историю русского костюма»

А какие русские имена вы знаете? (Ответы детей).

Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили : «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, сама как лебёдушка…». А хороводы как любили водить.

3. Динамическая пауза.

Русская народная игра-хоровод «Яша».

(дети идут по кругу, мальчик с завязанными глазами сидит в кругу)

Сиди, сиди Яша

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи Яша

Орешки каленые, ядра золоченые.

Чок, чок, пяточек,

Вставай, Яша, дурачек.

Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут и откуда привезут?

(Мальчик завязанными глазами отгадывает девочку)

НОД - фото

4. Беседа

Воспитатель: Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать (садятся)

Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно). Для чего ее носили? (защита от холода и жары) Постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни человека. Чем богаче был человек, тем красивее и дороже была его одежда.

Скажите, Полина, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, сорочка, лента шёлковая). Что на голове у Полины? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?

Девочка: Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Воспитатель: А какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).

Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.

Как и сейчас, любили женщины украшения. Носили кольца, бусы. Но носили только по праздникам.

Воспитатель: Во что одет сударь Алексей? (Рубаха, пояс-кушак, штаны, сапоги). Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы было видно живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Воспитатель: А кто знает, как назывались штаны раньше?

Мальчик: Штаны назывались порты, и заправлялись они в сапоги.

Воспитатель: Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?

Алеша: Это шляпа с козырьком и цветком.

Воспитатель: Как она называется? (Картуз)

Одежда на Руси была будничная и праздничная. Как вы думаете, чем они отличались? (ответы детей) (показ иллюстраций).

Воспитатель: Сударь и Сударыня, что за узор вышит на одежде?

Алеша: Орнамент.

Ребята, а как вы думаете, где хранили одежду, ведь шкафов не было (в сундуках). Сударь Леша, а у вас есть сундук? Принеси, пожалуйста. Давайте посмотрим, что лежит в этом сундуке (достать из сундука сарафаны).

Фото №1 Образовательная область художественно эстетическое

Воспитатель: В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, красные круги и крест - знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, ромбы, а в них точки, означает богатство и плодородие, цветы – символ богатства.

Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство.

Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. Их берегли, одевали на праздники несколько раз в год и аккуратно носили. И эти костюмы передавали по наследству.

Вот у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.

5. Динамическая пауза.

Народная игра «Золотые ворота (вопросы о народных праздниках).

(Двое детей соединенные руки поднимают вверх, изображая ворота. Остальные идут через ворота)

В золотые ворота проходите господа.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

Ну а в третий раз не пропустим вас.

Фото №2 Интеграция образовательных областей познавательное речевое физическое социально коммуникативное

Ребята, а вы хотите сами поучаствовать в изготовлении русского костюма? Тогда проходите в нашу мастерскую.

6. Продуктивная деятельность

(После игры дети идут за столы).

(На столе сундук, на столах лежат сарафаны, сорочки, из бумаги) На выбор дети украшают.

На столах у вас лежат одежды, но они не праздничные, а будничные. Вам надо украсить их и сделать красивыми, нарядными с использованием элементов орнамента.

(анализ деятельности, выбор красивых одежд). Почему получилось очень хорошо? (старались, были аккуратны, внимательны).

Фото №3 Тема Путешествие в историю

7. Анализ занятия.

Воспитатель: Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).

Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наши хозяева Алеша и Полина. Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Алеша и Полина: (преподносят каравай) По русскому обычаю

Гостей мы угощаем

Круглым, пышным караваем!

Фото №4 Русский народный костюм русского костюма

Дети: До свидания, хозяева дорогие! (уходят в терем)

Воспитатель: Пора нам возвращаться. Вам понравилось наше путешествие?

Публикации по теме:

«В музее театрального костюма» (Фотоотчет)«В музее театрального костюма» (Фотоотчет) Добрый день, уважаемые коллеги и гости сайта. Закончился учебный год, он был достаточно насыщенным и интересным в плане мероприятий, занятий,.

Фотоотчет «История русского костюма»Фотоотчет «История русского костюма» Фото отчет «История Русского костюма» Художественно-эстетическое развитие в ДОУ Воспитатели: Каширина Е. В. ; Голикова Н. А. Продолжая блок.

Конспект НОД «История русского народного костюма» Цель: сформировать у детей представления о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, способствовать проявлению.

Конспект ООД ко Дню русского языка в детском саду «Путешествие с буквой В» Программное содержание: - познакомить детей с буквой В; - закрепить понятие «твердый» и «мягкий» звук; - способствовать запоминанию конфигурации.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в историю города Невьянска» Конспект Цель: Поддерживать познавательный интерес к истории своего города. Задачи: 1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание Григорьева Вера Николаевна Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан. Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта.

Ознакомление детей раннего возраста с элементами русского фольклора «Песенка русского народа» ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ.

Проект для средней группы «Храним историю» ко Дню пожилого человека Тип проекта: социально – нравственный, познавательно-творческий, родительско - детский, кратко-срочный. Автор: воспитатель средней группы.

Проект «История русского народного костюма» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Экскурсия в историю города Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Путешествие в историю русского костюма»
Опубликовано: 15 января 2017 в 18:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Путешествие в историю русского костюма»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Митина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД