Светлана Миронова
Проект для средней группы «Храним историю» ко Дню пожилого человека
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : социально – нравственный, познавательно-творческий, родительско - детский, кратко-срочный.
Автор: воспитатель средней группы Миронова С. А.
Участники проекта : воспитанники средней группы «А», родители.
Срок реализации: с 24 октября по 28 октября 2016 г
Темочки:
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- День пожилых людей. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проблемный вопрос: День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, в этот день мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилого человека, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей и также о проблеме демографического старения общества в целом. Не станет наших дедушек и бабушек, кто же нам передаст знания об истории семейных реликвий.
Актуальность темы: В наши дни часто прервана связь между поколениями, а семейные реликвии и связанные с ним события играют значимую роль в передачи семейных традиций. Именно семейные реликвии являются уникальными носителями, которые отображают конкретные исторические события эпохи, они передаются по наследству из поколения в поколение и служат катализатором социализации и самоидентификации подрастающего поколения. Кто может нам поведать об истории семейных реликвий если не близкий человек – наши бабушки и дедушки. Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы всегда будем молоды, но…жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек. Пожилые люди часто одиноки, они постоянно чувствуют свою оторванность от общества. В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забытыми, невостребованными, а их знания и опыт становятся никому ненужными.
Поэтому сегодня актуальными становится поиск путей и средств формирования ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания подрастающего поколения. Как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения, как сохранить семейные ценности и традиции? Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта «Храним историю».
Цель проекта : Формирование позитивного отношения дошкольников к людям пожилого возраста, вызвать заинтересованность у детей и их родителей в сохранении семейных реликвий и в знаниях о своих корнях, традициях. Повышение социального статуса у людей старшего поколения, через приобщение их к активному сотрудничеству.
Задачи: - формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту и знаниям предыдущих поколений, воспитывать бережное отношение к семейным ценностям, семейным традициям, заботливого отношения к пожилым людям (выращивание цветов, оказание помощи, изготовление совместной аппликации и поздравление с праздником);
- способствовать зарождению новых традиций в ДОУ: приглашение пожилых людей на «Встречи с интересными людьми», создание выставок «Вещи с историей», проведение фольклорных праздников;
- создать банк информации о наличии семейных традициях и вещах с историей для дальнейшего использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Принципы реализации проекта :
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, их психического и физического развития
- Принцип интеграции с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, игры, музыки)
- Принцип доступности
- Принцип постепенности
- Принцип системности
Методы и приемы, используемые в работе:
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, встреча с интересным человеком
Практические методы: разучивание пословиц, поговорок, создание проблемных ситуаций, выращивание цветка для встречи с интересным человеком, изготовление совместной аппликации ко Дню пожилого человека, оформление выставки «Вещи с историей», экскурсия в библиотеку
Наглядные методы: рассматривание изделий на выставке «Вещи с историей», семейных фотографий
Игровой метод.
Создание условий:
- Оформить выставку «Вещи с историей»
- Собрать информацию по материалам выставки
- Разучить пословицы, поговорки к фольклорному празднику «В гости», подобрать и разучить стихи к празднику пожилого человека
- Организовать встречу с интересным человеком, чаепитие
Реализация проекта
осуществляется в рамках работы дошкольного учреждения по социально-нравственному направлению развития детей среднего дошкольного возраста, в три этапа.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Цель: проанализировать сложившиеся условия и подтвердить необходимость
реализации проекта.
Содержание деятельности:
1. Сбор информации о возникновении праздника.
2. создать банк информации о наличии у своих воспитанниках семейных традиций и о вещах с историей
3. Определение цели и задач. Осуществление сбора и уточнение информации. Выбор оптимальных вариантов. Составление плана действий.
4. Сотрудничество с родителями в организации выставки
5. Разработка сценария встречи «Интересные люди», разработка бесед и конспектов занятий.
2 этап – практическая часть
Цель: реализация совместных мероприятий детей и взрослых, направленных
на развитие духовно-эмоциональной связи между дошкольниками
и пожилыми людьми.
Содержание деятельности:
1. проведение бесед и занятий;
2. разучивание пословиц и поговорок к празднику «В гости», проведение праздника «В гости», разучивание стихов для встречи с интересным человеком;
3. выращивание цветов, изготовление совместной аппликации ко Дню пожилого человека;
4. организация выставки «Вещи с историей»;
5. экскурсия по выставкам детского сада «Вещи с историей», экскурсия в библиотеку для знакомства со старыми книгами с историей.
3 этап - результат проектной деятельности :
Цель: подведение итогов осуществленного проекта.
Содержание деятельности:
1. Проведение встречи с интересным человеком, рассматривание семейного альбома, рассказ бабушки Арины К. и дедушки Егора К. об истории семейных реликвий, чтение стихов детьми, совместное чаепитие;
2. Анализ результатов по реализации проекта, опрос родителей о значимости таких проектов, мониторинг детских знаний, определение дальнейших перспектив данного проекта.
Механизм оценки результата
Оценка результатов проводится по следующим критериям:
По отношению к детям:
- социальный опыт поведения в общении с представителями старшего поколения (проявление интереса, доверия, доброты, внимания, умения оказать помощь);
- умение включаться в совместную деятельность со взрослыми (выполнение просьб и поручений взрослого эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности).
По отношению к пожилым людям :
- активизация участия старшего поколения в духовно-нравственной, воспитательной и просветительской работе с детьми дошкольного возраста;
- создание у бабушек и дедушек чувства востребованности.
Предполагаемый результат:
В результате реализации данного проекта дошкольники узнают многое о жизни пожилых людей, о вещах с историей, о семейных традициях, начнут воспринимать представителей старшего поколения как мудрых и уважаемых людей, находящихся на заслуженном отдыхе. Начнут относиться к пожилым людям с большим пониманием и заботой, станут терпимее и добрее, осознавая, что пожилым обязательно нужна помощь и внимание, со стороны окружающих их людей.
Образовательная область. Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Тематические занятия «Что хранит ваша семья», «Какие традиции в вашей семье», сбор вещей с историей для выставки.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Салон старых вещей» и т. д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Курочка Ряба».
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», рассказы по картинам «Моя семья».
Пословицы и поговорки о семье.
Русские народные поговорки и потешки.
Разучивание стихов ко Дню пожилого человека»
Чтение сказок, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Горький «Иван дурак», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
«Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Бабушка - забота», «Наш – дедушка» Е. Благинина., «Из истории фамилии» Ф. Губайдуллина. (перевод А. Петрова и Л. Керчиной).
Познавательное развитие. Беседы «Что такое старина», «Откуда пришли к нам старые вещи?» «Моя семья».
Природа
«Что растёт в огороде у бабушки и дедушки».
Продуктивная деятельность Совместная аппликация ко Дню пожилого человека.
Художественно – эстетическое.
ИЗО Рисование «Моя семья», «Портрет бабушки и дедушки», экскурсия по выставкам в детском саду «Вещи с историей».
Театр Драматизация сказок «Репка», «Колобок».
Музыка Слушанье «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина.
Вывод: Дети расширили свои представления о своей семье, о семейных реликвиях и традициях.
В среднем знания детей выросли на 12%
Родительский опрос показал, что 100% родителей подчеркнули важность таких проектов, как для детей, так и для пожилых людей.
Список литературы:
1. Н. В. Иванова «Социальное развитие детей в ДОУ». – М. : Творческий
центр «Сфера», 2008 год.
2. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к
практике», (Приложение к журналу «Управление ДОУ») – М. : Творческий центр «Сфера», 2010 год.
3. Хрестоматия для детей дошкольников.