Получи документы

Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»

Светлана Литвинова
Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»
▼ Скачать + Заказать документы

. Цель:

Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.

Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.

Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие к волшебнице речи“» размещена в разделах

Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.

Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.

Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк, игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (карточки, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, салфетки, доски под конструирование, картинки с изображением омонимов заготовки букв, семена, тарелки.

ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Приветствие:

Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)

Здравствуй, дружок!

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Собрались ребята в круг.

Слева - друг и справа-друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Громко мы крикнем

На весь белый свет:

«Люди, привет!

Солнце, привет!»

Пташек пугать

Мы не станем – нет, нет.

Ласково скажем:

«Привет, привет!»

Почемучка:Это детский садик *Дюймовочка*, группа *Малинка*? Значит я попала по адресу. Добрый, день дорогие ребята! Я капитан по имени Почемучка. А вас как зовут? (каждый ребёнок называет своё имя) Знаете, почему меня так называют? Потому что,я очень люблю задавать вопросы. А вы?

Дети читают по очереди стихотворение А. Власова.

1 ребё нок: Почему колючий ёж

Так на ёлочку похож?

Потому что ёж иголки

Одолжил у доброй ёлки.

2 ребё нок: Почему за белкой хвост

Растянулся во весь рост?

Для того чтоб белка эта

Полетела, как ракета.

3 ребё нок: Почему повсюду крот

Роет свой подземный ход?

Знать, на свете для крота

Всех милее темнота.

4 ребё нок: Почему вслед за лисицей

Хвост пушистый волочится?

Чтобы не было беды,

Заметает он следы.

Почемучка: Я вижу вы тоже очень любопытные, как и я. Для того, чтобы узнать что-то новое, я путешествую по морям и океанам, а по пути помогаю всем, кто попадает в беду и поэтому у меня много друзей. В моём последнем приключении я выловил бутылку с интересным письмом, но прочитать его не смог, потому что ещё не знаю все буквы. Уважаемые родители моих друзей, помогите нам прочитать письмо.

(Отдаю письмо родителям, в котором Волшебница Речь просит о помощи)

(Дорогие мальчики и девочки из детского сада «Дюймовочка», группа *Малинка*. Пишет вам Волшебница Речь. У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Помогите, пожалуйста.)

Почемучка: Ребята, а ведь не зря попало ко мне это письмо Надо обязательно помочь Волшебнице Речи. Я слышала, что жители её страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?

Дети: (звуки, буквы и слова)

Почемучка: А какие бывают звуки?

Дети: (согласные и гласные)

Почемучка:Слова какие бывают?

Дети: (длинные и короткие)

Почемучка: Приведите примеры длинных слов и коротких.

(ответы детей)

Почемучка: Я знаю, что бывают вежливые слова. Назовите, пожалуйста, мне эти слова.

(ответы детей)

Почемучка: Мамы, а какие ласковые слова вы знаете?

(ответы родителей)

И так мы вспомнили, кто жители страны Волшебницы Речи.

Для того чтобы отправится в путешествие нам надо вспомнить, кто же такие слова-близнецы?

1 Ребё нок: Близнецы из русской речи,

Из родного языка.

2 Ребё нок: Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

3 Ребё нок: Схожи звуками они,

Но по смыслу далеки.

Почемучка: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?

Дети: (слова - близнецы называют омонимы).

Почемучка: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы смело можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Что понадобится для путешествия?

Дети отвечают (бинокль, карту, спасательный круг, воду, компас) и составляют

предложения

Я возьму бинокль, чтобы смотреть в даль

Я возьму спасательный круг, чтобы помочь утопающему.

Я возьму фляжку с водой, чтобы утолить жажду.

Почемучка : Всё правильно вы сказали, но что ещё в каждое путешествие обязательно надо взять с собой?

Дети отвечают:(бинт, вату, йод и всё это надо положить в аптечку)

Ну и конечно, еду. Теперь мы можем смело отправляться в путь. Но мне кажется, что мы должны взять с собой ещё ваших родителей, чтобы они помогли нам в трудной ситуации. А куда же нам плыть? Я недавно нашла у себя в трюме интересную карту, на которой изображен какой-то волшебный остров и странный конверт. Сейчас я посмотрю. Ну конечно, это и есть остров Волшебницы Речи, а конверт нам пригодится в дороге Ну, что в путь!

Всех отважных, пытливых и зорких

Приглашаю на борт корабля.

Поднять якорь! (поднимает якорь взрослый)

(звучит шум моря)

Почемучка : ребята, послушайте, как звучит море. (Ш-Ш-Ш-)

Дети озвучивают звук моря.

Физкультминутка:

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)

(почемучка смотрит в подзорную трубу)

Почемучка : Ребята, я вижу остров впереди, наверно это и есть остров Волшебницы Речи. Высаживаемся с корабля. Ой, посмотрите, что это висит на дереве ( Достаю с дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)

Почемучка :- Что это? (показываю скрипичный ключ)

Ответы детей: (скрипичный ключ).

Почемучка :- Для чего нужен скрипичный ключ?

Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).

(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)

Почемучка : Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)

Ответы детей: (на карточке нарисован родник).

Почемучка : А что такое родник?

Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)

Почемучка : Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.

1 родитель: Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

2 родитель :Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

Почемучка: Посмотрите, как интересно получается : слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.

Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?

Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).

Почемучка. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?

Ответы детей: (около пенька сидит лиса).

Почемучка : Как можно ласково назвать лису?

Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).

Почемучка : Правильно, ребята.

Я спросила потихоньку,

У колючего ежа:

-Где ты был вчера?

-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.

Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?

Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисички и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).

Почемучка : Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?

Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)

Почемучка : Это тоже слова-близнецы?

Дети: Да.

Почемучка : Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.

Самомассаж

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Почемучка : И так, продолжим дальше наше путешествие. Дальше по карте у нас должны быть волшебные облака. Ребята, посмотрите. точно - перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину. И на помощь к нам придут загадки. Я буду вам загадывать, а вы их отгадывать, мамы в этом нам помогут. (На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)

На дереве висит. в книге лежит

(лист)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Чтоб в ванну нам воды набрать

Его мы будем открывать

Ну, а на стройке он другой

Большой. подъёмный и стальной

(кран)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Право, я причёска – чудо

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом

(коса)

На полу она – о, ужас!

Все вскочили на диван.

А, включив компьютер, тут же

Подружиться с ней не прочь.

(мышка)

Он – ботанический, фруктовый.

Зоологический. вишнёвый.

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает?

(сад)

Почемучка : Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.

Почемучка: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарокЕсли вы заметили, что дерево в этой стране, грустное. Покажите, какое оно грустное. (дети мимикой показывают грусть) Надо сделать так, чтобы дерево стало веселым. Покажите радость на лице. (дети изображают радость) У вас на столе лежат буквы с этого дерева. Мы должны украсить эти буквы семенами и потом повесить их на дерево. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(с пробками)

(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)

Крышки пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули

И пошли по переулку

На весёлую прогулку

Пальцы- словно балеринки.

Но обутые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Дети садятся за столы и выполняют задание.)

Почемучка : Молодцы, ребята. Красивые буквы вы сделали. Мы сейчас повесим эти буквы по цифрам,которые вы увидите, перевернув буквы.

(дети вешают буквы, согласно соответствующим цифрам)

Почемучка : Посмотрите, у нас получились какие-то слова Мамы. помогите нам прочитать

(мамы читают – Волшебница Речь)

Почемучка : Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова :

Мы глаза закроем крепко,

За руки возьмёмся цепко

В садик мы хотим вернуться

И друг другу улыбнуться.

- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же вы сегодня были (ответы детей) А кого вы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей) Хотите ещё со мной попутешествовать? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»»Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»» Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку. Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание.

Электронная дидактическая игра «Медвежонок на прогулке» Автор игры: Ермакова А. С. - воспитатель первой квалификационной категории Игра "Медвежонок на прогулке" предназначенная для детей второй.

Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 11:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД