Светлана Литвинова
Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»
▼ Скачать + Заказать документы
. Цель:
Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.
Образовательные задачи:
Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.
Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.
Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие к волшебнице речи“» размещена в разделах
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.
Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.
Воспитательные задачи:
Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.
Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк, игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (карточки, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, салфетки, доски под конструирование, картинки с изображением омонимов заготовки букв, семена, тарелки.
ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Приветствие:
Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)
Здравствуй, дружок!
Встанем мы вместе
С вами в кружок.
Собрались ребята в круг.
Слева - друг и справа-друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Громко мы крикнем
На весь белый свет:
«Люди, привет!
Солнце, привет!»
Пташек пугать
Мы не станем – нет, нет.
Ласково скажем:
«Привет, привет!»
Почемучка:Это детский садик *Дюймовочка*, группа *Малинка*? Значит я попала по адресу. Добрый, день дорогие ребята! Я капитан по имени Почемучка. А вас как зовут? (каждый ребёнок называет своё имя) Знаете, почему меня так называют? Потому что,я очень люблю задавать вопросы. А вы?
Дети читают по очереди стихотворение А. Власова.
1 ребё нок: Почему колючий ёж
Так на ёлочку похож?
Потому что ёж иголки
Одолжил у доброй ёлки.
2 ребё нок: Почему за белкой хвост
Растянулся во весь рост?
Для того чтоб белка эта
Полетела, как ракета.
3 ребё нок: Почему повсюду крот
Роет свой подземный ход?
Знать, на свете для крота
Всех милее темнота.
4 ребё нок: Почему вслед за лисицей
Хвост пушистый волочится?
Чтобы не было беды,
Заметает он следы.
Почемучка: Я вижу вы тоже очень любопытные, как и я. Для того, чтобы узнать что-то новое, я путешествую по морям и океанам, а по пути помогаю всем, кто попадает в беду и поэтому у меня много друзей. В моём последнем приключении я выловил бутылку с интересным письмом, но прочитать его не смог, потому что ещё не знаю все буквы. Уважаемые родители моих друзей, помогите нам прочитать письмо.
(Отдаю письмо родителям, в котором Волшебница Речь просит о помощи)
(Дорогие мальчики и девочки из детского сада «Дюймовочка», группа *Малинка*. Пишет вам Волшебница Речь. У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Помогите, пожалуйста.)
Почемучка: Ребята, а ведь не зря попало ко мне это письмо Надо обязательно помочь Волшебнице Речи. Я слышала, что жители её страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?
Дети: (звуки, буквы и слова)
Почемучка: А какие бывают звуки?
Дети: (согласные и гласные)
Почемучка:Слова какие бывают?
Дети: (длинные и короткие)
Почемучка: Приведите примеры длинных слов и коротких.
(ответы детей)
Почемучка: Я знаю, что бывают вежливые слова. Назовите, пожалуйста, мне эти слова.
(ответы детей)
Почемучка: Мамы, а какие ласковые слова вы знаете?
(ответы родителей)
И так мы вспомнили, кто жители страны Волшебницы Речи.
Для того чтобы отправится в путешествие нам надо вспомнить, кто же такие слова-близнецы?
1 Ребё нок: Близнецы из русской речи,
Из родного языка.
2 Ребё нок: Одинаково их пишут,
Одинаково их слышат.
3 Ребё нок: Схожи звуками они,
Но по смыслу далеки.
Почемучка: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?
Дети: (слова - близнецы называют омонимы).
Почемучка: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы смело можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Что понадобится для путешествия?
Дети отвечают (бинокль, карту, спасательный круг, воду, компас) и составляют
предложения
Я возьму бинокль, чтобы смотреть в даль
Я возьму спасательный круг, чтобы помочь утопающему.
Я возьму фляжку с водой, чтобы утолить жажду.
Почемучка : Всё правильно вы сказали, но что ещё в каждое путешествие обязательно надо взять с собой?
Дети отвечают:(бинт, вату, йод и всё это надо положить в аптечку)
Ну и конечно, еду. Теперь мы можем смело отправляться в путь. Но мне кажется, что мы должны взять с собой ещё ваших родителей, чтобы они помогли нам в трудной ситуации. А куда же нам плыть? Я недавно нашла у себя в трюме интересную карту, на которой изображен какой-то волшебный остров и странный конверт. Сейчас я посмотрю. Ну конечно, это и есть остров Волшебницы Речи, а конверт нам пригодится в дороге Ну, что в путь!
Всех отважных, пытливых и зорких
Приглашаю на борт корабля.
Поднять якорь! (поднимает якорь взрослый)
(звучит шум моря)
Почемучка : ребята, послушайте, как звучит море. (Ш-Ш-Ш-)
Дети озвучивают звук моря.
Физкультминутка:
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками)
(почемучка смотрит в подзорную трубу)
Почемучка : Ребята, я вижу остров впереди, наверно это и есть остров Волшебницы Речи. Высаживаемся с корабля. Ой, посмотрите, что это висит на дереве ( Достаю с дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)
Почемучка :- Что это? (показываю скрипичный ключ)
Ответы детей: (скрипичный ключ).
Почемучка :- Для чего нужен скрипичный ключ?
Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).
(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)
Почемучка : Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)
Ответы детей: (на карточке нарисован родник).
Почемучка : А что такое родник?
Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)
Почемучка : Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.
1 родитель: Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
2 родитель :Ключ скрипичный, завитой,
И обычный, ключ дверной.
Почемучка: Посмотрите, как интересно получается : слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.
Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?
Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).
Почемучка. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?
Ответы детей: (около пенька сидит лиса).
Почемучка : Как можно ласково назвать лису?
Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).
Почемучка : Правильно, ребята.
Я спросила потихоньку,
У колючего ежа:
-Где ты был вчера?
-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.
Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?
Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисички и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).
Почемучка : Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?
Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)
Почемучка : Это тоже слова-близнецы?
Дети: Да.
Почемучка : Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.
Самомассаж
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Почемучка : И так, продолжим дальше наше путешествие. Дальше по карте у нас должны быть волшебные облака. Ребята, посмотрите. точно - перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину. И на помощь к нам придут загадки. Я буду вам загадывать, а вы их отгадывать, мамы в этом нам помогут. (На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)
На дереве висит. в книге лежит
(лист)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Чтоб в ванну нам воды набрать
Его мы будем открывать
Ну, а на стройке он другой
Большой. подъёмный и стальной
(кран)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
Право, я причёска – чудо
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом
(коса)
На полу она – о, ужас!
Все вскочили на диван.
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)
Он – ботанический, фруктовый.
Зоологический. вишнёвый.
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает?
(сад)
Почемучка : Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.
Почемучка: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарокЕсли вы заметили, что дерево в этой стране, грустное. Покажите, какое оно грустное. (дети мимикой показывают грусть) Надо сделать так, чтобы дерево стало веселым. Покажите радость на лице. (дети изображают радость) У вас на столе лежат буквы с этого дерева. Мы должны украсить эти буквы семенами и потом повесить их на дерево. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
(с пробками)
(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)
Крышки пальчики обули
Смело в них вперёд шагнули
И пошли по переулку
На весёлую прогулку
Пальцы- словно балеринки.
Но обутые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
(Дети садятся за столы и выполняют задание.)
Почемучка : Молодцы, ребята. Красивые буквы вы сделали. Мы сейчас повесим эти буквы по цифрам,которые вы увидите, перевернув буквы.
(дети вешают буквы, согласно соответствующим цифрам)
Почемучка : Посмотрите, у нас получились какие-то слова Мамы. помогите нам прочитать
(мамы читают – Волшебница Речь)
Почемучка : Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова :
Мы глаза закроем крепко,
За руки возьмёмся цепко
В садик мы хотим вернуться
И друг другу улыбнуться.
- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же вы сегодня были (ответы детей) А кого вы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей) Хотите ещё со мной попутешествовать? (ответы детей) .