Богдана Иванова
НОД «Птицы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
П\ С: Дать понятие, что для живых существ, в том числе и для человека, важна среда обитания, поэтому нельзя ее разрушать; птицы – наши друзья, они приносят большую пользу природе, уничтожая вредных насекомых. Уточнить и расширить представления о знакомых птицах, условиях их жизни. Роли человека – только благодаря добрым людям продолжается жизнь на планете Земля. Формировать желание совершать только хорошие поступки, которые будут приятны окружающим. Воспитывать любовь к живой природе. Использовать видеофильм «Птицы».
1.(после просмотра небольшого сюжета в\ф «Птицы» вопросы к детям:
Публикация «НОД „Птицы вокруг нас“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2.-птицы – это животные или нет? (это позвоночные животные)
-Что есть у птиц? (перья, пух, крылья, две лапы, клюв)
-по месту обитания мы делим птиц на древесно-кустарниковых и водоплавающие…Среди них есть зимующие и перелетные. Каких птиц называют «зимующие», «перелетные»(свободные ответы)
-как птицы приспосабливаются к окружающей среде? (вьют гнезда, запасают пищу и т. д.)
-перья у птицы легкие (полые внутри). Кости у птиц тоже легкие. В их организме есть воздушные мешки. Они облегчают вес птицы и помогают полету.
-как вы думаете, какую роль играют перья? (служат легкой и прочной «одеждой»)
-а клюв? (он заменяет птице руки; клюв – инструмент – с помощью клюва птицы приводят в порядок свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают пищу и обороняются)
-у птиц есть третье веко – мигательная перепонка. Для чего? (она защищает птичьи глаза от пыли, попадающей во время полета.)
-яркость перьев характерна не самкам, а самцам. Яркость самкам не нужна. Почему? (когда они сидят в гнезде, им желательно быть как можно незаметнее)
-где птицы строят гнезда? (некоторые птицы откладывают яйца на земле, другие роют для этого ямкуяяяяяяя4 некоторые строят на деревьях, под крышами домов)
-чем птицы утепляют гнезда? (мхом, пухом, травинками, ватой)
-каково значение птиц в природе? (уничтожают насекомых, гусениц, грызунов; распространяют семена, красиво поют в лесах и парках)
3. -опыт: «что быстрее приземлится и почему?» - птичье перо или лист бумаги, лист бумаги или лист картона, кусочек ваты или птичье перо (сделать выводы)
4.-д\у «Прочти письмо в газету» - письма от имени птиц, написанные нашими детьми.
5.-скажите, что такое «экологический знак»? Как бы вы изобразили такой знак: «не трогай птичьи гнезда», «не стреляй из рогатки в птиц», «не бери птенцов в руки» и т. д.
3.-предложить послушать рассказ Сухомлинского «Рогатка и воробьиное гнездо» :
«Юра пришел в д\сад с рогаткой. На прогулке он сел под кустом и стал наблюдать за воробьями, которые весело чирикали. Перелетая с ветки на ветку. Вдруг все воробьи поднялись и куда-то улетели. Остался только один, он чирикал тихо и ласково. Потом стал клювиком чистить перышки. Юра прицелился и пустил в воробья камешек из рогатки. Мальчик попал в голову. На листья брызнула кровь, а воробьиное тело упало на куст.
Юре стало страшно. «Неужели это я сделал?» - подумал он. Вдруг он почувствовал, как кто-то положил ему на плечо руку. Юра оглянулся: это была Ольга Ивановна, воспитательница. Всае дети осуждающе смотрели на Юру.
Ольга Ивановна раздвинула ветки, и мальчик увидел в кустах сирени воробьиное гнездо. Из гнезда выглядывали 5 птенчиков. Голые, беспомощные, они жалобно пищали, протягивали клювики.
-Теперь они остались без мамы, - вздохнув, сказала Ольга Ивановна. – А завтра придем, посмотрим птенцов. Помочь им никто не сможет…
Ночью Юра почти не спал. Ему мерещились птенцы, которые жалобно протягивали клювики, ожидая маму.
На следующий день Ольга Ивановна подошла к Юре и спросила: - Ну что, пойдем еще раз посмотрим на птенцов?
Юра заплакал».
После пересказа дети сделали правильный вывод: никогда не причиняй вреда другому. Только благодаря добрым людям с чистой совестью продолжается жизнь на Земле. Без шелеста лесов, журчанья ручейка, без звонкого пения птиц не было бы ни музыки, ни стихов, ни искусства, а значит – и человека:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки. Если в жизни их можно встретить.