Светлана Кагарманова
НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»
▼ Скачать + Заказать документы
тема НОД : Промыслы коренных народов севера
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ: КАГАРМАНОВА С. Н.
Цель:
Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру;
активного, небезразличного отношения к “малой” родине,
ее истории, настоящему и будущему.
Задачи:
Публикация «НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: „Промыслы коренных народов севера“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Познакомить детей с промыслами народов севера
Развивать творческие способности,
Продолжать обогащать словарный запас: каюр, хорей, сах, кисы, унты, .
Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю
Предварительная работа:
Чтение произведений Р. Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е. Г. Сусой,Леонид Лапцуй «Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе»,П. Явтысый «Как пастух рыбаком стал»
Разучивание игры – «У оленя дом большой»,
Цикл бесед на тему «Моя родина- Югра».
Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»
Наглядный материал:
Экспозиции мини-музея «МОЯ РОДИНА-ЮГРА»,
Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением охотника и рыболова)
Ход занятия:
У воспитателя, на столе, под красивой коробкой, глобус
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что здесь находится:
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Что это? Вы догадались?
Дети:
- это Глобус
Воспитатель:
- Правильно, это глобус - модель нашей планеты Земля
здесь есть все континенты, все материки океаны и моря! И все страны!
-А давайте найдем сейчас, где же наша страна? Как она называется?
Дети:
- Наша страна называется Россия
Воспитатель:
-Правильно, Россия! Наша страна самая большая в мире! Вот она, здесь показана желтым цветом.
-А как называется наш край?
Дети:
- Наш край называется Югра
Воспитатель:
- Правильно, НА СЕВЕРЕ НАШЕЙ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ ЕСТЬ НАШ КРАЙ ЮГРА, ИЛИ ПО ДРУГОМУ?
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.
- Посмотрите, вот на этой карте, лучше видно, здесь наш край изображен в большом, увеличенном масштабе. Обратите внимание, вот и НАШ ГОРОД СУРГУТ. И другие города и селения нашего округа, а так же реки и озера.
Воспитатель:
- А сейчас, послушайте стихотворение про наш край
Ребенок:
- Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Воспитатель:
- Ребята, Послушайте легенду …
“ в стране северного ветра живут счастливые люди. Пол года ночь, пол года день и не страшны им ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди - кто? Вы догадались? Кто живет на севере?
Дети:
- Ханты и манси.
Воспитатель:
- Правильно ханты и манси - коренные народы севера.
(Показывает куклу в национальном костюме)
- Ребята, а вот к вам пришла кукла Окси, она одета в свой национальный костюм хантов и манси.
-Посмотрите, как красиво украшена её одежда узорами и орнаментами.
Она приглашает нас рассмотреть еще и другие национальные хантыйские вещи
- Давайте встанем и посмотрим (открывает покрывало со стола)
Рассматривание музейной экспозиции
Раньше я вам показывала на картинках изделия хантов и манси, а теперь посмотрите, вам Окси хочет показать настоящие обереги от злых духов, кукла Акань без лица, которыми играют хантыйские девочки.
Женщины северных народов издревле занимались шитьем, рукоделием. И вот какие красивые вещи умеют они делать, мамы учат своих дочерей с малых лет вышивать бисером, шить из оленьих шкур одежду, украшать её.
А теперь присаживайтесь на стулья и посмотрим на экран
Воспитатель ПОКАЗЫВАЕТ СЛАЙДЫ
- Основная профессия северных народов – оленевод.
Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?
Дети:
- Пасут оленей
Воспитатель:
-Правильно, Оленеводы пасут оленей.
Они ведут кочевой образ жизни, то есть не живут на одном месте долго, а все время переезжают. Почему?
Дети:
- Потому, что, когда олени съели ягель на одном месте, нужно переезжать на другое место, что бы олени не голодали
Воспитатель:
- Правильно, съедят олени корм и идут дальше, за ними и оленеводы.
Дети, а вы помните? Как называется дом оленевода?
Дети:
- Дом оленевода называется Чум.
Воспитатель:
- Правильно чум. Вот посмотрите, какой он здесь на фотографии
Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
Воспитатель:
- А как вы думаете, на чем переезжают оленеводы?
Ребенок:
- На оленях, на нартах
Воспитатель:
- Правильно, на оленьих упряжках, на специальных санях - нартах.
- Что в руке у оленевода?
Ребенок:
- Палка, шест
Воспитатель:
- Да, ребята, эта палка называется харей,
Повторите новое слово ВСЕ ВМЕСТЕ: ХАРЕЙ, а зачем он нужен оленеводу?
Ребенок:
- С помощью харея управляют оленями
Воспитатель:
- Да ребята, они управляют оленями с помощью харея, он очень длинный. Делают его из березы, на конце уплотнение. Оно нужно для того, чтобы не покалечить животное.
Воспитатель:
- Народная хантыйская мудрость гласит:
«Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.»
- В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.
Значит олень для северных народов – это транспорт, на котором они ездят
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, оленеводу холодно?
Ребенок:
- Нет, ему не холодно, так как у него теплая одежда
Воспитатель:
- Правильно, У НЕГО ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА.
-Из чего сшита его зимняя одежда?
Ребенок:
- Из оленьей шкуры
Воспитатель:
- Как она называется?
Ребенок:
- Зимняя одежда из оленьей шкуры называется малица.
Воспитатель:
- Правильно малица, а вот женская одежда хантов, посмотрите на картинке, она называется сах
Воспитатель:
Повторим все вместе – сах, он тоже сшита из оленьей шкуры и очень теплая
А как же называется зимняя теплая обувь из оленьей шкуры?
Ребенок:
- Обувь ханты называется Унты и кисы
Воспитатель:
-Правильно, зимняя теплая обувь из оленьей шкуры называются унты и кисы
Олень для хантов и манси – это все: и транспорт, и пища, и одежда.
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.
Он глядит в свое окно – руки сложены перед лицом в форме окна.
Заяц по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.
В дверь к нему стучится:
-тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.
Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.
Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.
Заяц, заяц, не зевай – обеими руками манят к себе.
Лапу мне давай – подают друг – другу руки».
Воспитатель:
-Присаживайтесь за парты.
Воспитатель:
-Но оленеводство, это не единственное занятие народов севера. А Чем же ЕЩЕ они занимаются, Вы узнаете, если поиграем в игру, которую принесла нам Окси (воспитатель достает конверты с игрой).
- Вам надо достать из конверта части картинки и сложить из них целую картинку. Играть будем парами, та пара, которая соберет картинку первой поднимает руку и я сразу увижу вас. “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”. Дети выполняют задание ПАРАМИ.
1. Картинка «Охотник»
Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром Ханты-мансийского национального округа. Это рыболовство и охота.
Узнаем на кого охотятся, если отгадаем загадки про животных.
Загадки про ЖИВОТНЫХ НАШЕГО КРАЯ (на слайде)
1. Там, где в тундре вьюга злится,
Где большой земли конец,
Там живет почти лисица,
Называется… (песец)
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы! (Заяц)
3. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая. (лиса)
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - (ВОЛК)
5. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
6. Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
тоб зимою жить в тепле. (Белка)
Воспитатель:
- Да, ребята, совершенно верно, охотятся ханты на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, и бурого медведя.
2. Картинка «Рыбалов»
Воспитатель:
- А еще занимаются - рыболовством.
Так как наш край славится обилием разной рыбы
А вы знаете, какая рыба водятся в наших реках и озерах? Давайте отгадаем загадки и вспомним:
1. У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – в котел попала. (щука)
2. Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (ерш)
Воспитатель:
- Кто еще знает, какая рыба живет в наших реках и озерах?
Ребенок:
- В наших реках и озерах живут: Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь, карась, осетр, стерлядь и муксун
Воспитатель:
- Правильно ребята - Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь, карась, осетр, стерлядь и муксун
А весь улов разделывают женщины. А что еще делают женщины?
Ребенок:
- Собирают ягоды, грибы,
- а еще чем женщины занимаются?
Ребенок:
- Кушать готовят, занимаются домашним хозяйством, детей воспитывают, одежду шьют.
Воспитатель:
- Правильно, а еще из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод. Вот какие они трудолюбивые.
Подведение итога: составление коллажа о промыслах коренных народов
А сейчас мы с вами попробуем сделать коллаж, Окси подготовила для вас задание: вот здесь нарисованы оленевод, рыбак, охотник и еще женщина хантыйка, а вам нужно рассмотреть рисунки на столе и дать каждому из них то, что ему или ей пригодиться, только смотрите выбирайте внимательно, не перепутайте говорит вам Окси
Дети наклеивают на столе, воспитатель помогает только словами и вешаем плакат на мольберт
Воспитатель:
Хорошо, получилось, красиво, но правильно ли? Давайте разберемся и объясним, какие предметы вы отдали охотнику?
Ребенок:
- Ружье, лыжи. Лук, стрелы. Собаку
- Правильно
А какие картинки вы наклеили рядом с оленеводом?
Ребенок:
- Нарты, Харей, оленя, чум
- Правильно
Ребята, а рыбаку, что нужно?
Ребенок
- лодка, морда, удочка, рыба
- Правильно, а женщине, для её занятий, что пригодиться?
Ребенок:
- Посуда, продукты, иглы, ткань, люлька, корзинка для ягод и грибов, а еще бисер и береста
Молодцы, ребята, очень красивая работа у нас получилась,
А теперь полюбуйтесь красотой сибирской природы (показ слайда)
Удивительная природа Севера - во все времена лес был домом для северного человека. Но только при бережном отношении он будет и нашим другом.
Человек должен жить так, чтобы не исчезали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину.
А вам ребята. Окси хочет подарить ягоду, которая растет, в нашем сибирском лесу : клюкву, а мы с вами попробуем её с вами в группе, а может и морса полезного сварим