МААМ-картинки

НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера» (6 фото)

Светлана Кагарманова
НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»

тема НОД : Промыслы коренных народов севера

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАГАРМАНОВА С. Н.

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру;

активного, небезразличного отношения к “малой” родине,

ее истории, настоящему и будущему.

Задачи:

Публикация «НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: „Промыслы коренных народов севера“» размещена в разделах

Познакомить детей с промыслами народов севера

Развивать творческие способности,

Продолжать обогащать словарный запас: каюр, хорей, сах, кисы, унты, .

Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю

Предварительная работа:

Чтение произведений Р. Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е. Г. Сусой,Леонид Лапцуй «Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе»,П. Явтысый «Как пастух рыбаком стал»

Разучивание игры – «У оленя дом большой»,

Цикл бесед на тему «Моя родина- Югра».

Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»

Наглядный материал:

Экспозиции мини-музея «МОЯ РОДИНА-ЮГРА»,

Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением охотника и рыболова)

Ход занятия:

У воспитателя, на столе, под красивой коробкой, глобус

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что здесь находится:

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Что это? Вы догадались?

Дети:

- это Глобус

Воспитатель:

- Правильно, это глобус - модель нашей планеты Земля

здесь есть все континенты, все материки океаны и моря! И все страны!

-А давайте найдем сейчас, где же наша страна? Как она называется?

Дети:

- Наша страна называется Россия

Воспитатель:

-Правильно, Россия! Наша страна самая большая в мире! Вот она, здесь показана желтым цветом.

-А как называется наш край?

Дети:

- Наш край называется Югра

Воспитатель:

- Правильно, НА СЕВЕРЕ НАШЕЙ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ ЕСТЬ НАШ КРАЙ ЮГРА, ИЛИ ПО ДРУГОМУ?

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.

- Посмотрите, вот на этой карте, лучше видно, здесь наш край изображен в большом, увеличенном масштабе. Обратите внимание, вот и НАШ ГОРОД СУРГУТ. И другие города и селения нашего округа, а так же реки и озера.

Воспитатель:

- А сейчас, послушайте стихотворение про наш край

Ребенок:

- Соединив леса и горы,

Озёра, реки и луга,

Раскинулась в своих просторах

Ханты-мансийская земля!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей земле теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Воспитатель:

- Ребята, Послушайте легенду …

“ в стране северного ветра живут счастливые люди. Пол года ночь, пол года день и не страшны им ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”

Эти счастливые люди - кто? Вы догадались? Кто живет на севере?

Дети:

- Ханты и манси.

Воспитатель:

- Правильно ханты и манси - коренные народы севера.

(Показывает куклу в национальном костюме)

- Ребята, а вот к вам пришла кукла Окси, она одета в свой национальный костюм хантов и манси.

-Посмотрите, как красиво украшена её одежда узорами и орнаментами.

Она приглашает нас рассмотреть еще и другие национальные хантыйские вещи

- Давайте встанем и посмотрим (открывает покрывало со стола)

Рассматривание музейной экспозиции

Раньше я вам показывала на картинках изделия хантов и манси, а теперь посмотрите, вам Окси хочет показать настоящие обереги от злых духов, кукла Акань без лица, которыми играют хантыйские девочки.

Женщины северных народов издревле занимались шитьем, рукоделием. И вот какие красивые вещи умеют они делать, мамы учат своих дочерей с малых лет вышивать бисером, шить из оленьих шкур одежду, украшать её.

А теперь присаживайтесь на стулья и посмотрим на экран

Воспитатель ПОКАЗЫВАЕТ СЛАЙДЫ

- Основная профессия северных народов – оленевод.

Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

Дети:

- Пасут оленей

Воспитатель:

-Правильно, Оленеводы пасут оленей.

Они ведут кочевой образ жизни, то есть не живут на одном месте долго, а все время переезжают. Почему?

Дети:

- Потому, что, когда олени съели ягель на одном месте, нужно переезжать на другое место, что бы олени не голодали

Воспитатель:

- Правильно, съедят олени корм и идут дальше, за ними и оленеводы.

Дети, а вы помните? Как называется дом оленевода?

Дети:

- Дом оленевода называется Чум.

Воспитатель:

- Правильно чум. Вот посмотрите, какой он здесь на фотографии

Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

Воспитатель:

- А как вы думаете, на чем переезжают оленеводы?

Ребенок:

- На оленях, на нартах

Воспитатель:

- Правильно, на оленьих упряжках, на специальных санях - нартах.

- Что в руке у оленевода?

Ребенок:

- Палка, шест

Воспитатель:

- Да, ребята, эта палка называется харей,

Повторите новое слово ВСЕ ВМЕСТЕ: ХАРЕЙ, а зачем он нужен оленеводу?

Ребенок:

- С помощью харея управляют оленями

Воспитатель:

- Да ребята, они управляют оленями с помощью харея, он очень длинный. Делают его из березы, на конце уплотнение. Оно нужно для того, чтобы не покалечить животное.

Воспитатель:

- Народная хантыйская мудрость гласит:

«Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.»

- В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.

Значит олень для северных народов – это транспорт, на котором они ездят

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, оленеводу холодно?

Ребенок:

- Нет, ему не холодно, так как у него теплая одежда

Воспитатель:

- Правильно, У НЕГО ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА.

-Из чего сшита его зимняя одежда?

Ребенок:

- Из оленьей шкуры

Воспитатель:

- Как она называется?

Ребенок:

- Зимняя одежда из оленьей шкуры называется малица.

Воспитатель:

- Правильно малица, а вот женская одежда хантов, посмотрите на картинке, она называется сах

Воспитатель:

Повторим все вместе – сах, он тоже сшита из оленьей шкуры и очень теплая

А как же называется зимняя теплая обувь из оленьей шкуры?

Ребенок:

- Обувь ханты называется Унты и кисы

Воспитатель:

-Правильно, зимняя теплая обувь из оленьей шкуры называются унты и кисы

Олень для хантов и манси – это все: и транспорт, и пища, и одежда.

Физминутка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.

Он глядит в свое окно – руки сложены перед лицом в форме окна.

Заяц по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучится:

-тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.

Заяц, заяц, не зевай – обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай – подают друг – другу руки».

Воспитатель:

-Присаживайтесь за парты.

Воспитатель:

-Но оленеводство, это не единственное занятие народов севера. А Чем же ЕЩЕ они занимаются, Вы узнаете, если поиграем в игру, которую принесла нам Окси (воспитатель достает конверты с игрой).

- Вам надо достать из конверта части картинки и сложить из них целую картинку. Играть будем парами, та пара, которая соберет картинку первой поднимает руку и я сразу увижу вас. “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”. Дети выполняют задание ПАРАМИ.

1. Картинка «Охотник»

Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром Ханты-мансийского национального округа. Это рыболовство и охота.

Узнаем на кого охотятся, если отгадаем загадки про животных.

Загадки про ЖИВОТНЫХ НАШЕГО КРАЯ (на слайде)

1. Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Называется… (песец)

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы! (Заяц)

3. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая. (лиса)

4. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - (ВОЛК)

5. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

6. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

тоб зимою жить в тепле. (Белка)

Воспитатель:

- Да, ребята, совершенно верно, охотятся ханты на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, и бурого медведя.

2. Картинка «Рыбалов»

Воспитатель:

- А еще занимаются - рыболовством.

Так как наш край славится обилием разной рыбы

А вы знаете, какая рыба водятся в наших реках и озерах? Давайте отгадаем загадки и вспомним:

1. У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала.

А теперь – в котел попала. (щука)

2. Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (ерш)

Воспитатель:

- Кто еще знает, какая рыба живет в наших реках и озерах?

Ребенок:

- В наших реках и озерах живут: Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь, карась, осетр, стерлядь и муксун

Воспитатель:

- Правильно ребята - Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь, карась, осетр, стерлядь и муксун

А весь улов разделывают женщины. А что еще делают женщины?

Ребенок:

- Собирают ягоды, грибы,

- а еще чем женщины занимаются?

Ребенок:

- Кушать готовят, занимаются домашним хозяйством, детей воспитывают, одежду шьют.

Воспитатель:

- Правильно, а еще из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод. Вот какие они трудолюбивые.

Подведение итога: составление коллажа о промыслах коренных народов

А сейчас мы с вами попробуем сделать коллаж, Окси подготовила для вас задание: вот здесь нарисованы оленевод, рыбак, охотник и еще женщина хантыйка, а вам нужно рассмотреть рисунки на столе и дать каждому из них то, что ему или ей пригодиться, только смотрите выбирайте внимательно, не перепутайте говорит вам Окси

Дети наклеивают на столе, воспитатель помогает только словами и вешаем плакат на мольберт

Воспитатель:

Хорошо, получилось, красиво, но правильно ли? Давайте разберемся и объясним, какие предметы вы отдали охотнику?

Ребенок:

- Ружье, лыжи. Лук, стрелы. Собаку

- Правильно

А какие картинки вы наклеили рядом с оленеводом?

Ребенок:

- Нарты, Харей, оленя, чум

- Правильно

Ребята, а рыбаку, что нужно?

Ребенок

- лодка, морда, удочка, рыба

- Правильно, а женщине, для её занятий, что пригодиться?

Ребенок:

- Посуда, продукты, иглы, ткань, люлька, корзинка для ягод и грибов, а еще бисер и береста

Молодцы, ребята, очень красивая работа у нас получилась,

А теперь полюбуйтесь красотой сибирской природы (показ слайда)

Удивительная природа Севера - во все времена лес был домом для северного человека. Но только при бережном отношении он будет и нашим другом.

Человек должен жить так, чтобы не исчезали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину.

А вам ребята. Окси хочет подарить ягоду, которая растет, в нашем сибирском лесу : клюкву, а мы с вами попробуем её с вами в группе, а может и морса полезного сварим

Фото «Промыслы коренных народов севера»
НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: - фото
Фото №1 тема НОД Промыслы коренных Фото №2 Народные промыслы игрушки прикладное творчество народов севера ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ВОСПИТАТЕЛЬ КАГАРМАНОВА С Фото №3 Цель Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру активного небезразличного отношения к малой родине ее истории настоящему и будущему
Публикации по теме:

«Край родной мой-Зауралье» (экскурсия в музей) Задачи: 1) формирование и развитие познавательного интереса к историческому прошлому, настоящему и будущему Курганской области; 2) воспитание.

Игра «Коврик по мотивам узоров народов Севера»Игра «Коврик по мотивам узоров народов Севера» цель: продолжать знакомить с жизнью и бытом коренных народов севера — ненцев. Игра «Коврик по мотивам узоров народов север» Цель: развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 09:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кагарманова (УИ 44295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД