лариса костаргина
Конспект НОД «Посудная лавка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Посудная лавка" по развитию речи для воспитанников средней группы в рамках тематической недели "Посуда"
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Соци-ально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое разви-тие».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Посудная лавка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
1) Совершенствовать коммуникативную функцию речи (владение речью как средством общения). Обогащать и активизировать номинативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. За-крепить умение грамматически верно строить распространенные предложения. Познакомить с от-рывком из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», закрепить знания об авторе, названии, содер-жании сказки. Формировать умение составлять описательный рассказ о посуде с опорой на схему. Учить дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в чистоговорках («Речевое развитие»).
2)Закрепить умение классифицировать посуду, находить лишний предмет, подбирать обобщающее понятие (столовая, кухонная, чайная и т. д.). Развивать воображение, творческую активность; си-стемность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода («Познава-тельное развитие»).
3) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера. Формировать доброжелательность в общении («Социально-коммуникативное развитие»).
4)Развивать умение согласовывать движения с текстом, создавать с помощью жестов и мимики вы-разительные образы. («Художественно-эстетическое развитие»).
5)Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук («Физическое развитие»).
Методы и приемы:
- практические: физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика «Моем по-суду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипающий чайник», рече-вая игра «Какая посуда?», дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»;
- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной посуды; схема описания посуды;
- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описа-тельного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.
Материалы и оборудование:
1. сковорода, кастрюля, чайник, тарелка
2. чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник
3. супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода
-сказка К. И. Чуковского «Федорино горе»,
- разнообразная посуда
- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями
-карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)
-платок
-сервировочный стол
-магнитная доска
-карандаши цветные, краски.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультурная минутка «Выполни движение столько раз, сколько видишь предметов»
Гимнастика для глаз «Лучик озорной»
Игровая Игра «Волшебный мешочек»
Д/и «Что лишнее?»
Игра «Найди свой домик»
Коммуникативная Загадывание загадок о геометрических фигурах. Вопросы.
Решение занимательных задач.
Речевая игра «Когда это бывает?».
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихов о цифрах.
Изобразительная Раскрашивание «Раскрась предмет…»
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь» Дети подходят к воспитателю, слушают и отгадывают загадку.
Объясняют, почему они так решили: перечисляют свойства и при-знаки посуды : изготавливает человек, можно мыть водой, из нее едят, может разбиться и т. д. Затем садятся за столы на свои места (микро-группами). Выделяют из текста и верно называют свойства и при-знаки посуды : изготавливает человек, можно мыть водой, из нее едят, может раз-биться и т. д.
2. Дидактическая игра «Что лиш-нее?»
Воспитатель показывает детям кар-точки, на которых изображены четы-ре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам посуды подбирают обобщающее слово Правильно называют посуду : тарелка, чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода и т. д., её виды: кухонная, столовая, чайная. Грамматически верно строят распространенные предложения. Уме-ют классифицировать посуду (кухонная, столовая, чайная, находить лишний предмет, подбирают обоб-щающее понятие.
Внимательно относятся к совместной со взрослыми деятельности, проявляют интерес.
3. Мимическое упражнение
«Закипающий чайник»
Воспитатель дает детям задание по-казать этюд «Закипающий чайник». «Представьте себе, что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист). Во-да вся выкипела: «Спасите! Помоги-те!» Дети встают, выходят в центр комнаты и участвуют в этюде «Закипающий чайник», выполняя действия по сигналу и произноси-мому тексту воспитателя. Создают с помощью жестов и мимики выразительные образы, проявляют творчество.
4. Воспитатель зачитывает
отрывки из сказки «Федорино го-ре», задает вопросы. Предлагает де-тям обсудить сказку о посуде, которая убежала от хозяйки.
- Как называется сказка?
- Кто написал эту сказку?
- Какая посуда в сказке ожила и убежала?
- Почему посуда убежала от Федоры?
-Как можно помочь Федоре?
Дети садятся на ковер и обсуждают сказку, отвечают на вопросы воспитателя. Называют автора, название произведения, содержание сказки.
Грамматически верно строят распространенные предложения.
Активно делятся впечатлениями о прочитанном.
5. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»
Воспитатель надевает на голову платок и превращается в Федору. Затем, от лица Федоры, просит детей по-мочь ей поухаживать за посудой, подводит детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Моем посуду» : «Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять,
Словно солнышко сиять» Слушая текст, который читает воспитатель, де-ти сначала трут кула-ком о ладонь, делают круговые движения ла-донями, поднимают ру-ки в стороны – вверх. Выполняют действия в со-ответствии с текстом.
6. Речевая игра «Какая посуда?» Воспитатель показывает детям ил-люстрации с изображением разнооб-разной посуды, спрашивает «Какая это посуда?» Дети по очереди отве-чают на вопросы вос-питателя.
Называют прилагательные, характеризующие и класси-фицирующие посуду : стек-лянная, фарфоровая, бью-щаяся, красивая, кухонная, прозрачная, глубокая, мел-кая и т. д.
7. Воспитатель предлагает детям по-дойти к заранее подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Затем, воспита-тель выбирает предмет и рассказыва-ет о нем с опорой на схему. Предла-гает детям составить описательный рассказ Дети подходят к серви-ровочному столу, вы-бирают предмет, кото-рый им нравится, и по очереди составляют описательный рассказ уже сами. Составляют описательный рассказ о предмете (посуде) с опорой на схему.
8. Воспитатель предлагает детям по-вторить чистоговорки:
«Жу-жу-жу- я кружу,
«Жи – жи - жи – у меня ножи»,
«Ша – ша – ша – чашка хороша».
Внимательно слушают и повторяют за воспи-тателем
чистоговорки хором и индивидуально. Правильно произносят
“Ж” и “Ш”, умеют выделять их в словах.
9. Физминутка «Чайник» (Н. Ни-щева).
Воспитатель предлагает детям вы-полнить движения под музыку
• Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюд-ца: (Кружатся, рисуя руками в возду-хе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Дети выполняют дви-жения. Выполняют действия в со-ответствии с текстом
10. Дидактическое упражнение «Дорисуй деталь посуды».
Воспитатель раздает детям
картинки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, которая убе-жала от Федоры в сказке «Федорино горе». Давайте поможем Федоре, до-рисуем посуде недостающие детали». Дети называют недо-стающие детали, объяс-няют, почему они так необходимы, каково их назначение, и что слу-чится, если их не будет; дорисовывают недо-стающие детали.
Верно называют части (де-тали) посуды.
Грамматически верно стро-ят распространенные пред-ложения.
Обосновывают свой ответ, приводят примеры.
Правильно дорисовывают недостающие детали посу-ды.
11. Воспитатель раскладывает ри-сунки детей, и предлагает оценить свою деятельность
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о посуде, что понравилось больше всего, и в гости к какой сказ-ке им хотелось бы отправиться в сле-дующий раз? Анализируют и оцени-вают свою работу
Дети отвечают на во-просы воспитателя, рассуждают, фантази-руют. Употребляют распростра-ненные предложения.
Владеют знаниями о посуде (название, свойства, при-знаки (см. выше, правиль-но ее классифицируют, подбирают обобщающее понятие.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры» Ребята выставляют свои работы