Татьяна Давлетшина
НОД по развитию речи «Поиграем с Матрёшкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование грамматически правильной речи детей посредством речевых игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать умение образовывать и употреблять существительные с уменьшительным суффиксом -ик и увеличительным суффиксом –ищ.
2. Совершенствовать умение образовывать глаголы префиксальным способом; прилагательные из существительных суффиксальным способом.
3. Формировать умение правильно строить предложения, используя предлоги.
Развивающие
Публикация «НОД по развитию речи „Поиграем с Матрёшкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развивать умение повторять ритмический рисунок по образцу педагога; фонематического слуха, чувства ритма, слухового внимания.
2. Развивать умение логически излагать свои мысли.
Воспитательные
1. Создать условия для объединения детей в пары.
2. Формировать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, договариваться, помогать друг другу в случае затруднений.
3. Поощрять словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: подгрупповая, в парах, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением
Методические материалы и оборудование к НОД: Коробка, игрушка Матрёшка, машина игрушечная, ложки деревянные, демонстрационные картинки, картинки для игр «Два братца», «Вкусное варенье», корзинка.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:
Организация детей
Приветствие «Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень. Всем «Привет» и «Добрый день»» Дети становятся в круг.
Мотивация
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Матрёшка. Она потеряла своих сестричек. Она просит у нас помощи.
Проблематизация.
- Что же делать?
Я так и знала, что вы согласитесь помочь.
Дети делают предположения.
Целеполагание.
Чтобы понять, как нам их найти, нужно вспомнить кто же они такие?
Значит, что они любят делать? Играть
Если мы завлечём их интересной игрой, то они все вернутся к нам.
Вы не против? Отвечают
Планирование будущей деятельности.
Нас ждут интересные игры.
Сколько же матрёшек нам нужно найти? Что бы узнать это, нужно отгадать загадку.
Загадка
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти
Плотную, притёртую
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Реализация плана.
Воспитатель. Где же могли спрятаться матрёшки?
Воспроизведение ритмического рисунка.
Воспитатель: посмотрите, на столе у нас стоит коробка, в ней кто-то есть. Что бы открыть крышку нужно постучать по-особенному. Детям предлагается повторить ритмический рисунок хлопками, топотом, с помощью ложек, рукой по столу, по животу и др.
Коробка открылась, а в ней была матрёшка.
Воспитатель. Какие молодцы! Вот мы и нашли с вами одну матрёшку.
Игра «Два братца»
Одну из наших матрёшек спрятали братья ИК и ИЩ.
ИК маленький, а ИЩ большой. Матрёшку они отпустят, если им скажут, как называются их вещи.
Воспитатель предлагает детям выбрать себе пару и договориться, кто будет маленьким братцем, кто большим.
Теперь, каждая пара выбирает картинку с изображением предмета или объекта и называет его как, если бы он принадлежал маленькому или большому брату.
Выбирают картинку, изменяют слово по образцу (дом – домик - домище, кот – котик – котище, нос – носик – носище, хвост – хвостик – хвостище, куст – кустик – кустище, огород – огородик – огородище).
Воспитатель обращает внимание детей на появление матрешки.
У нас есть одна игра – собирайся детвора.
Игра – физминутка «У кого в руках матрёшка»
Воспитатель незаметно вкладывает ребёнку матрё шку в руки и говорит:
- У кого в руках матрёшка, тот попрыгает немножко,
У кого в руках матрёшка, тот похлопает в ладошки,
Кто матрёшку в руки взял, тот красиво приседал,
Кто матрёшку в руки взял, тот наклоны показал,
У кого в руках матрёшка, тот поднял наверх ладошки,
У кого в руках матрёшка, тот покружится немножко.
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной.
Ребёнок с матрешкой выходит в центр и выполняет движения. Остальные ребята повторяют.
Посмотрите, чтобы найти ещё одну матрёшку, нужно поехать за ней на машине.
Игра «Едем на машине»
Детям предлагается поехать на машине за матрёшкой и рассказать, как ехала машина.
(Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, яму объехала, к реке подъехала, реку по мосту переехала, с моста съехала и дальше поехала, ехала, ехала и к Матрёшке приехала)
Нашли ещё одну матрёшку. А она приехала с корзинкой.
Игра «Весёлые повторялки» (с предлогами)
Воспитатель: выбирайте себе дружочка, поиграем в весёлые повторялки. Один ребёнок прячет матрёшку, а второй рассказывает, где находится матрёшка.
После игры воспитатель предлагает посмотреть, не спряталась ли внутри матрешки её сестричка?
Игра «Вкусное варенье»
Матрешки большие сластёны и очень любят варенье.
А вот какое они любят варенье вам нужно узнать.
Образец: моя матрёшка любит варенье из клубники – клубничное варенье…
Ребёнок выбирает картинку, произносит какое варенье любит матрёшка.
Воспитатель. Как вы думаете, всех ли матрёшек вы нашли?
Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Пересчитать матрёшек.
Считают: одна матрёшка, две матрёшки, пять матрёшек.
Рефлексия.
Воспитатель. Вы нашли всех матрёшек и с ними поиграли.
Вспомните, какие игры вам помогли найти всех матрёшек? Какое задание было самым интересным? Какое самое трудное? Почему?
Матрёшки вас благодарят, им понравилось с вами играть, и они хотят ещё остаться с вами. И у них есть для вас подарок.