Надежда Васильева
«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы
Цель:
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:•
Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.
Публикация «„Почему дует ветер“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.
• Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)
• Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган»
• Развивать познавательный интерес.
Образовательная область «Коммуникация»:
Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи
Образовательная область «Безопасность»•
Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, острыми предметами.
• Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.
Образовательная область «Социализация»•
Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.
Образовательная область «Художественное творчество»
Продолжать формировать умение «читать» схему.
• Совершенствовать навыки работы с ножницами.
• Упражнять в рисовании линии в виде спирали.
Материалы:
Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним («ураган», «буря», «бриз», схема изготовления «змейки», подносы на каждого ребенка (в каждом: лист бумаги квадратной формы, трафарет круга (крышка, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой, готовые заготовки змеек, знак «Осторожно пользоваться», колокольчик, песочные часы.
Ход НОД.
Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.
• Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми…мы можем увидеть в разные времена года…это: снег, дождь, радуга)
• Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
• Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?
• Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:
• А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?
Игра «Хорошо – плохо»
Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то серый.
(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления («ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:
- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);
- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)
- картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)
- и аналогично разбираются другие ситуации.
- Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.
• Характер у ветра бывает разный. Какой?
• Показываем картинки, знакомим с названиями:
опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;
сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;
слабый ветер моряки называют «бриз»,он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.
Физкультминутка «Ветер».
А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуем чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.
Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.
Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.
• Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали что…воздух, а потом… выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)
• А в природе… кто вдыхает, кто выдыхает?
• Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.
• Что это? (Электрическая плитка)
• Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться»)
А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.
Приступаем к разгадке «тайны»…А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? …происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу –
змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)
Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?
Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.
Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».
Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Я предлагаю вам сделать свою змейку и повторить мой эксперимент.
А змейку вам поможет сделать схема – подсказка.
На приготовленных подносиках лежит все, что вам нужно.
Вы обведете тарелочки на квадратиках бумаги, чтобы получился круг (смотрите на схему, дальше нарисуете змейку и вырежете ее по линии, в середине змейки с помощью иголки сделаете ниточку, за которую удобно будет держать ее над плиткой.
Следите, пожалуйста, за порядком на столе. Все должно находиться на подносике, особенно следите за иголкой: она должна быть воткнута в подносик, её нельзя бросать, не уколите пальцы.
(Детям, у которых не получается нарисовать змейку, даются нарисованные заготовки или готовые змейки).
По мере выполнения работы дети подходят к плитке и экспериментируют. Меняясь, дети садятся за стол, раскрашивают свои змейки. По звоночку колокольчика все садятся на места.
Итог
Ребята, что мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.
Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете продолжить эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.