Лариса Богомолова
НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Удивительный магнит«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить с использованием магнита человеком.
Публикация «НОД по экспериментированию в подготовительной группе „Удивительный магнит„» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование:
Раздаточный: набор магнитов каждому ребёнку, подносы с металлическими и неметаллическими предметами, набор скрепок, стаканы с водой, автомобильные трассы, нарисованные на картоне, машинки из бумаги,
Демонстрационный: «волшебная рукавичка», бумажная змейка, стеклянная банка, набор магнитов.
I ВВОДНЫЙ ЭТАП
Введение в тему, сюрпризный момент
В: Ребята! Рада видеть вас здоровыми и веселыми! Какое у вас сегодня настроение?
Дети: - Радостное, хорошее, бодрое!
В: встанем в круг и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Дети встают в круг, вместе с воспитателем играют в хороводную игру:
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.
Ребята, в нашем детском саду вам дают много знаний, а когда вы пойдете в школу, вы будете уже много знать и уметь. В нашей группе есть настоящий исследователь, это Кирилл, в будущем он может стать ученым! Он провел эксперимент с предметом, который принес в садик, чтобы мы свами тоже его исследовали.
Но сначала, он покажет вам фокус.
Мотивация деятельности детей (создание проблемной ситуации)
Ребенок: Сегодня я принёс вот такую перчатку. Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками) Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?
Дети: перчатка липкая, она магнитная…
Ребенок: в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку и показывает магнит).
В: Ребята, как вы думаете, что в коробке? (Ответы детей).
Правильно, это магнит. Вот перед нами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. Кирилл, что ты хотел узнать в своем исследовании?
Ответ ребенка.
В: Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов. А, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию «Хочу всё знать».
Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории
1. Внимательно слушайте инструкцию
2. Четко выполнять указания
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4. Аккуратно работать с материалом и оборудованием.
5. Не играть с предметами.
6. Ничего не брать без указания.
Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза (звучит волшебная музыка).
Слайд 1
I ОСНОВНОЙ ЭТАП
Опытно-экспериментальная часть
В: Ну, вот наша лаборатория. (Дети садятся за столы)
В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? ( Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
В: В лоточках лежат вперемешку предметы.
Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит и положить их справа, слева положите предметы, которые не притянет магнит. Дети выполняют задание…
Как проверить правильный ли выбор вы сделали?
Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита)
В: Верно. Что бы это проверить, давайте подносить магнит к предметам вместе с Кириллом. Приступаем!
Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей (Из металла, железа)
Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Вывод: Правильно. Магнит притягивает только металлические предметы.
Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими. Это свойство магнита используют, например, на перерабатывающих мусорозаводах, в быту для фиксация столовых принадлежностей на кухне.
Слайд 2
В: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.
Слайд 3
Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Слайд 4
В: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Кирилл расскажет вам одну старинную легенду.
Ребенок: В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
В: Понравилась вам эта легенда?
Опыт №2. «Сила магнита действует через картон, стекло, воду»
В: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей (Да! Нет)
В: Хорошо. Давайте проверим.
Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести машинки, прикрепленные на железные скрепки с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку с машинкой из бумаги
В: Сначала ребята, которые сидят справа-держат двумя руками трассу, а те, кто слева-берут машинку и магнит.
Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.
Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
Теперь поменяйтесь.
Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон)
Слайд 5
Вывод: Совершенно верно. Магнитная сила проходит через бумагу и картон. Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
В: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например – стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей (Да! Нет)
В: Давайте проверим. У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку теперь выясним, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду. Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?
Ответы детей (Предметы примагничиваются через воду)
Слайд 6
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент, а также очищать водоемы от металлического мусора.
В: Сейчас Кирилл вам покажет небольшой фокус (показывает, как поднимается змейка)
В: А, кто догадался, почему змейка поднялась? (ответы детей)
Ребенок: К змейке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе со змейкой, она приходит в движение, поднимается (приглашает одного ребенка управлять змейкой с помощью магнита).
Слайд 7
В: Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают. Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит.
Физминутка
В: Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии – подходят к воспитателю или отходят и делают наклоны).
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам
Слайд 8
Опыт №3. «Противоположности притягиваются»
В: Давайте проверим, что будет, если магниты поднести друг к другу.
Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Остальные дети работают в паре.
Слайд 9
Ребенок: Магниты со стуком прилипли друг к другу
Ребенок: Поднесем магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
Слайд 10
В: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. Т. е. магнитным полем называется пространство около магнита. У любого магнита два полюса : южный и северный, или «+» и «-». Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Слайд 11
В: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Опыт№4. «Цепочка из скрепок».
В: А теперь продолжим опыты с магнитом. Проверим магнитное поле у наших магнитиков вместе с Кириллом. Проделайте этот опыт самостоятельно.
Ребенок: Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.
В: Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Молодец, ты настоящий учёный–умело справился с опытом.
- Кирилл, почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
(Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами)
- Продолжим наши эксперименты с магнитом. Аккуратно уберите магниты от скрепок и положите их на стол.
- Посмотрите внимательно на свои цепочки из скрепок. Что с ними произошло?
(Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается).
- Подумайте, почему так бывает?
Вывод: Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. У магнита есть магнитное поле. Сам магнит называется постоянным. Он способен намагничивать предметы и создавать временные магниты.
Слайд 12
Магнитное поле применяется в медицине. Например, Магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления. В физеокабинете, вы тоже можете увидеть магнитные приборы для лечения переломов костей. Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды. В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный звук, также в электрических гитарах. У нашей планеты тоже есть магнитное поле и северный и южный полюс, как – будто внутри неё огромный магнит. Её называют гигантским магнитом.
Слайд 13
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подведение итогов деятельности с воспитанниками
Ребенок: Предлагаю вам сделать сувениры из наших поделок, для этого возьмите магнитную ленту, снимите защитную бумагу и приклейте магнит к обратной стороне фигурки. Подарочный магнит готов!
В: Эти сувенирчики вы можете подарить своим родителям и рассказать им о волшебном магните.
В: Что же мы сегодня узнали о магните, с какими свойствами магнита мы познакомились?
1. Магниты воздействуют на предметы из железа.
2. Магнит может действовать через предметы
3. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
4. У магнита есть магнитное поле и два полюса
Открытость
В: Дорогой ученый-исследователь, ты хотел бы узнать еще что-нибудь о магните?
Ребенок: Да, мне интересно, почему нашу планету называют гигантским магнитом?
В: Отлично! Это и будет нашим следующим исследованием! А пока, прошу прибрать свои рабочие места и покинуть лабораторию.