Надежда Мильгунова
Проект «Юные исследователи в подготовительной группе». По экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ” ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ” в (подготовительной группе)
«Расскажи- и я забуду. Покажи-и я запомню, дай попробовать -я пойму»
КОНФУЦИЙ.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование, сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе экспериментальным путем
Задачи:
Публикация «Проект „Юные исследователи в подготовительной группе“, По экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Обучающие - познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивающие - развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей)
Развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия. Поддерживать у детей инициативу сообразительность, пытливость, критичность.
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии познавательные занятия и игры-экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Интеллектуально – личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.
Предварительная работа:
Занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения, направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы.
Создавали условия для проведения исследований, развевающую среду – лабораторию, микроцентры, оснащенные специальным оборудованием.
Например: уголок ‘Почемучки’- учили детей работать самостоятельно, накапливать познавательный опыт.
Оборудование: литература, муляжи, рисунки, энциклопедии, чтение, слушание.
Лаборатория ‘центра воды и песка’ - осваивали разные способы действий: обследование, наблюдение, опыты, эксперименты.
Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, камни, магниты, вода, природный материал.
Ход проекта:
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию. Дети получают письмо от Незнайки, который просит познакомить с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.
Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы». Давайте откроем его и прочитаем.
Дорогие ребята!
Пишет вам друг – Незнайка. Я очень хочу узнать много нового о неживой природе. Я надеюсь, Вы мне не откажите в моей просьбе и поможете познакомиться о разнообразии предметов окружающего мира и их свойствами. До встречи! Ваш друг Незнайка!
- Что же, ребята, раз нас Незнайка просит о помощи поможем ему, вы согласны.
Дети: да, согласны.
Поэтапное решение проблемы:
1 неделя: Воздух
Беседа на тему: «Поможем природе»
Цель беседы: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Игра – занятие «Воздух-невидимка»
Цель занятия: знакомство с понятием «Воздух»
Задачи:
• Показать способы обнаружения воздуха;
• Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений;
• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
Материалы и оборудование:
• Целлофановые мешочки;
• Стаканы большие и маленькие;
• Стаканы с водой и трубочки;
• Микроскопы;
• Воздушные шары;
• Сказочный персонаж кукла – Незнайка
Цель: в занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
• Рисунки – загадки
• Пластилиновые загадки
Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»
Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предложений о причинах тех или иных явлений; закрепить знания о неживой природе.
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: закрепить знания детей о принадлежности того или иного свойства для окружающего мира.
2 неделя: Камни
Игровое занятие «Как человек использует камни»
Цель: познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать бережное отношение к драгоценным камням.
Материал: образцы полезных ископаемых, морковка; гном.
Дидактическая игра «Что для чего»
Цель: научить детей подбирать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.)
Работа с родителями «Выставка камней»
Цель: показать, какую роль в жизни человека играют камни, которые человек использует для своих нужд с давних времен.
Цель: познакомить детей со свойствами камней. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
По экологической тропинке (сочинение рассказов и сказок о камнях)
Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, память.
3 неделя: Растения
Беседа на тему: «Чудеса природы»
Цель: развивать умение детей обобщать и анализировать; активизировать речь детей по теме; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: браслеты – «лучики»; ваза с ветками; волшебная палочка; иллюстрации природы; таз с водой; обручи.
Комплексное занятие «Растения – наши друзья»
Цель:
1. Закрепить представления о том, что растения-живые, используя модели;
2. Способствовать обобщению представлений о растениях;
3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель)
Трудовые поручения (уход за растениями в уголке природы)
Цель: воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь; трудолюбие.
Совместная работа с родителями – рисование рисунков на тему: «Наш друг – природа»
Цель:
Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»
Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе;
развивать у детей любовь и бережное отношение растениям и животным.
Пальчиковый игротренинг: «На лужок»
Цель: закрепить названия животных, растений; развивать моторику рук, поднять настроение ребенку.
Наблюдение в природе за растениями
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям.
4 неделя: Вода
Игровое занятие «Волшебница – вода»
Цель: уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни;
Познакомить с некоторыми свойствами воды;
Активизировать речь детей, обогатить словарь;
Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу.
Материал: иллюстрации с изображением водоемов, стаканчик с водой, молоко, сосуды разной формы, краски. Кисточки, тряпочки, куб, трубочки, глобус.
Опыты с водой
Цель: ознакомление детей со свойствами воды;
развивать навыки проведения лабораторных опытов;
закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Материал: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованная бумага, вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло); предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка; электронагреватель воды.
Чтение художественной литературы «Путешествие Капельки» (круговорот воды)
Цель: познакомить детей с новым произведением, дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать память, логическое мышление, прививать бережное отношение к воде.
«В гостях у водяного» - экологическое развлечение.
Цель: развивать коммуникативные навыки: сотрудничество; умение строить партнерские отношения эффективной сферы: осознание своих чувств и чувств партнера; умение действовать по правилам.
Оборудование: ванная или большой таз, желуди, плавающие игрушки, мелкие камни, соломка для коктейля.
5 неделя: Бумага
Интегрированное занятие «Бумага – выращенная в лесу»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах бумаги, ее видах и назначении, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: игрушечный почтовый ящик с письмом внутри, комплекты для опытно-экспериментальной деятельности, магнитофон, кассета с записью песни «Почтальон», комплекты для изготовления журналов.
Индивидуальная работа – конструирование из бумаги «Венок»
Цель: формировать потребности в создании собственной поделки; закрепить умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны; закрепить способы работы различными инструментами: ножницами, иглами, трафаретами.
Дидактическая игра «Что бывает из бумаги»
Цель: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в помещении при помощи полученных команд.
Татр оригами
Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованного деятельности.
6 неделя: Магниты
Интегрированное занятие «Удивительный магнит»
Цель: закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы;
развивать мыслительные операции, умение делать выводы;
активизировать словарь детей.
Игра «Рыбалка»
Цель учить детей с помощью магнитов «вылавливать» различные предметы.
Опыты с магнитом
Цель: продолжать знакомить со свойствами магнита, развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягивают к магниту).
Материал: большие и маленькие магниты, иголка, емкость с водой, кусочек пенопласт, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.
Презентация.
Изготовление стенгазеты «Юный исследователь»
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познавать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.