Елена Беляева
Занятие по экспериментальной деятельности «Снег и лёд»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
5. Научить детей новой технике рисования – цветным льдом
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Снег и лёд“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Продолжать развивать обследовательские действия.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Расширить и активизировать словарь детей: холодный, сыпучий, хрупкий, бесцветный.
Оборудование: стаканчики со снегом и льдом на каждого ребенка, письмо, листы бумаги белого цвета, цветные картинки, листы для рисования на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, «Разукрасила зима» М. Пожарова и др., рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом, просмотр компьютерной презентации «Что такое снег».
Ход:
Утром почтальон принес в детский сад письмо.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает конверт, выслушивает предположения дошкольников, от кого оно, затем предлагает прочитать письмо:
«Здравствуйте, дети! Пишут вам ваши африканские друзья. Недавно мы узнали, что у вас зимой выпадает снег. А что это такое? Как он выглядит? У нас в Африке никто не видел снега. Пожалуйста, объясните нам, что такое снег и лед и, если можно, пришлите. Заранее благодарны. Ваши африканские друзья.»
Воспитатель: Ну что, поможем ребятам из Африки? К сожалению, прислать им снег мы не сможем. А давайте мы отправим им видеописьмо, в котором мы покажем и расскажем каким бывает снег и лед. Елена Анатольевна будет снимать на видео, но только тех ребят, кто будет хорошо себя вести, поднимать руку и отвечать на вопросы. Хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того, чтобы мы с вами могли рассказать африканским друзьям про снег и лед, нам надо провести исследование. А для этого я приглашаю вас в ледяную лабораторию Снегурочки.
Мы с вами будем исследователями и будем проводить опыты. Подходите к моему столу и берите стаканчик со снегом и стаканчик со льдом, садитесь на свои места. Все наши выводы из опытов мы будем отмечать в виде карточек-схем. Давайте поделимся на команды – одна команда будет отмечать выводы по снегу, другая по воде.
Итак ОПЫТ №1 «Определение цвета»
Посмотрите на ваши стаканчики, где лежит снег и скажите какого он цвета?
Дети: Белый
В: А с чем мы можем сравнить снег?
Д: С листом бумаги.
Положите рядом со снегом листочек бумаги. Что можно сказать? Правильно, снег как и бумага, белого цвета.
В: а лед какого цвета? Правильно, лед цвета не имеет, он бесцветный. Повторите все вместе: бесцветный.
Вывод: снег белый, а лед бесцветный. Давайте под нашими картинками найдем соответствующие символы и поместим на мольберт (вызываю по одному с каждой команды)
ОПЫТ №2 «Определение прозрачности»
Ребята, я хочу предложить вам посмотреть, что лежит на столах, подумать и сказать, как нам с помощью этих предметов определять прозрачность снега и льда.
Д: на столах есть картинки, можно на них положить снег и лед
В: Правильно, положите на картинки немного снега и льда. Что же вы видите?
Д: Под снегом картинку не видно, а подо льдом видно.
В: Какой можно сделать вывод?
Д: Лед прозрачный, а снег непрозрачный.
Выбираем символ прозрачности-глаз, и непрозрачности- перечеркнутый глаз. Выставляет один ребенок на мольберте.
А сейчас ребята выходите а ковер, немного отдохнем и слепим с вами снеговика. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Снег руками нагребаем…»
Хорошо отдохнули, садимся на свои места.
А сейчас ОПЫТ№3 «Определение запаха»
Как можно провести этот опыт?
Д: понюхать снег и лед.
В: Правильно, поднесите снег и лед к носу и скажите имеют они запах?
Д: нет!
Какой делаем вывод?
Д: Снег и лед не имеют запаха.
Находим соответствующие картинки-символы и выставляем на мольберте.
ОПЫТ№4 «Определение прочности»
Ребята, посмотрите, я могу взять снег и высыпать его, потому что он сыпучий. Попробуйте со своим снежком так сделать.
А лед можно расколоть или разбить потому что он хрупкий.
Давайте найдем соответсвующие символы и поставим на мольберт
ОПЫТ№5 «Воздействие температуры»
Давайте проведем эксперимент. Положите на одну ладошку снег, а на другую – лед. Теперь уберите и посмотрите на ладошки. Какие они?
Д: мокрые
В: Обе ладошки мокрые? Почему?
Д: потому что руки теплые и снег и лед стали таять от тепла рук.
В: Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. А что вы чувствовали когда держали снег и лед в руке?
Д: холод.
В: правильно и снег и лед холодные.
Какой делаем вывод?
В тепле лед и снег тают, превращаясь в воду, и еще они холодные.
Находим соответствующие картинки-символы и выставляем на мольберте.
В: давайте теперь объединим, и еще раз расскажем для детишек из Африки какой снег и лед.
Снег – белый, непрозрачный, не имеет запаха, сыпучий, холодный и под действием тепла превращается в воду.
Лед – бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, хрупкий, холодный и под действием тепла превращается в воду.
Молодцы, ребята. Снегурочке очень понравилось как вы работали у нее в ледяной лаборатории. И она приготовила для вас сюрприз.
Выношу поднос с цветными льдинками.
Вот такие необычные цветные льдинки. Сейчас мы с вами начнем раскрашивать листок бумаги и увидим настоящее волшебство, у каждого на листочке появится рисунок. Родители, можете тоже подойти, помочь и посмотреть на рисование цветными льдинками.
А еще снегурочка приготовила для вас цветные льдинки, которые можно есть. Что это отгадайте? Правильно, леденцы. Угощаю детей.