Анна Шабаева
Конспект НОД по экологии в средней группе «Вода — друг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать представление о важности воды в жизни человека
Задачи:
Познавательное развитие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Формировать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе, в окружающем мире, о формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т. д.). Дать представление о том, что растения – живые существа, для их роста и развития необходима вода.
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Вода — друг человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Познакомить со свойством воды: прозрачная, вода бывает холодная, со способом очищения воды, получения теплой воды путем смешивания.
Развивающие: развивать умение планировать свою деятельность, рассуждать, делать выводы. Формировать умение слушать взрослого. Развивать образное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе с водой, бережное отношение к воде.
Речевое развитие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова, бесцветная, чистая, прозрачная. Обогащать и активизировать словарь.
Материал:
Игрушка «Пчелка Майя», слайды, плакаты «Водоемы в природе», «Как человек использует воду»; вода, мерные стаканчики по количеству детей, ведерки с водой,
тарелочка, воронки, фильтры (ватные диски, пульверизаторы, сосуды разной формы, салфетки, фартуки, маски для игр, изображение радуги, цветы из бумаги, аудиозапись шума дождя.
Методы и приё мы:
игровой: внесение атрибутов к игре, сюрпризные моменты;
наглядный: картины «Кому нужна вода», «Вода в природе», слайды;
практический: проведение опыта.
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа:
Рассматривание картин «Кому нужна вода»,
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: превращение снега в воду, воды в лёд.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход занятия.
В-ль: Дети, посмотрите в окно, как там светло. Почему? (ярко светит солнце). А что вы еще видите? (различные растения, деревья) А что необходимо для растений, чтобы они хорошо росли? (ответы детей)
Дети, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?
Ответы детей (звуки воды)
В-ль: - Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду : океанах, в морях, реках и озерах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.
В-ль: Дети, а для чего нужна вода человеку?
Ответы детей (пить, мыться, готовить еду)
В-ль: - Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?
Ответы детей (животным, растениям)
В-ль: Вода необходима животным, растениям, насекомым. Без воды все живые существа не смогут выжить. Вода - это основа жизни!
Проблемная ситуация:
На столе стоит цветок в горшке с увядшими листьями.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что стоит на столе? (Ответы детей).
Воспитатель: - Это цветок, только что-то он грустный очень, посмотрите, все листочки опустил. Как вы думаете, почему загрустил наш цветочек?
Ответы детей (хочет пить, не полит) .
Воспитатель: Конечно, посмотрите, ребята, земля в горшочке совсем сухая, значит цветочек давно не поливали и без воды он может совсем погибнуть. Давайте с вами поможем нашему цветочку, польем его.
(Дети с воспитателем поливают по очереди цветок из лейки).
Воспитатель: - Ну вот, мы полили цветок, скоро он снова поднимет свои листочки и станет красивым и веселым.
Дети, сегодня я предлагаю отправиться в лабораторию к пчелке Майе. Чтобы узнать о свойствах воды.
В-ль: дети давайте закроем глаза, три раза повернемся и окажемся в лаборатории.
(дети открывают глаза, перед ними столы с расставленными приборами для проведения опытов).
Майя: Здравствуйте, дети. Я вас давно уже жду. Мы с вами будем проводить игры с водой и наблюдения.
Дети, на вешалке висят фартуки.
Наденьте фартуки, садитесь.
Майя: Дети, как вы думаете, где еще есть вода? (В реке, в ручейке, озере, море.)
Майя: Правильно, в этих водоемах вода чистая, там живут рыбы. Приходят на водопой животные.
Майя: Кому нужна вода? (Рыбам, животным, растениям, людям)
Майя: Дети, а как человек использует воду? (Заваривает чай, варит суп, умывается)
Вывод: вода нужна для приготовления пищи, для поддержания чистоты своего тела, одежды, для выращивания растений.
На столе стоят тарелочки с кубиком льда и посуда с водой для каждого ребенка.
Что будет с кубиком льда, если его поместить в воду?
Дети высказывают свои предложения: он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится?
Возьмите лед, опустите в стакан с водой.
Какой лед?
Лед холодный, плавает в воде.
Вывод: лед легче воды, поэтому не тонет.
Оставим лед в стаканчиках и посмотрим, что с ним произойдет.
Я вам предлагаю поиграть.
Игра с холодными и горячими капельками.
Воспитатель помогает Майе капать на ладошку детям сначала теплую, затем холодную воду. Выясняет ощущения детей: приятнее вода из синего или красного пузырька.
Дети подходят к столу.
Майя предлагает умыться, но в тазике только горячая вода и холодная вода.
Приятно умываться холодной водой?
Майя: Какой водой лучше умываться горячей или холодной?
Дети: Плохо умываться холодной водой, можно простудиться.
Неприятно, замерзнут руки.
Плохо отмывается грязь.
Майя: А горячей водой?
Дети: Тоже нельзя умываться, потому что можно обжечься.
Майя: Что же делать?
Дети выдвигают и анализируют свои варианты:
Майя: Надо подождать, когда горячая вода остынет, но это долго.
Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась - на это тоже нужно время. (высказывания детей)
Майя: Чтобы получить теплую воду надо смешать горячую и холодную воду-это быстро и легко.
Майя: Что для этого надо? (тазик, мерный стаканчик, салфетка)
Дети планируют свою деятельность:
Надо взять тазик, чтобы смешать воду;
мерный стаканчик, чтобы набирать воду;
салфетку, чтобы вытереть воду, если прольется.
Рассказывают правила при работе с водой.
Майя читает отрывок из стихотворения:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Салфетка под рукой всегда.
В процессе самостоятельной деятельности с водой дети получают теплую воду.
Майя: Опустите руку в воду. Какая вода?
(дети умываются теплой водой и читают стихотворение «водичка, водичка, умой мое личико….)
Майя: Какой мы с вами можем сделать вывод? Вывод: приятно умываться теплой водой, она согревает, ласкает.
Дети, пока мы с вами играли, что произошло со льдом. Я предлагаю вам посмотреть.
Вывод: в тепле лед тает.
Звучит музыка.
Игра «Тучка и капельки».
Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (аудиозапись, (дети берутся за руки по двое, образуя ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку). Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. Стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Вы слышите, кажется, дождь начинается? Дождь закончился, и выглянуло солнышко.
Надо полить цветы. Дети брызгают воду, цветы раскрываются.
Какая прекрасная радуга получилась! Вы очень старались, молодцы!
В-л: Нам пора возвращаться в группу. Скажем Майе, до свидания! Закроем глаза, три раза повернемся и окажемся в группе.
В-ль: Дети, скажите для чего необходима вода. (ответы детей)
Вода нам необходима, никто не может жить без воды: ни люди, ни животные, всем живым существам на суше нужна вода. Вода-друг человека, добрый помощник. Ее нужно беречь, нужно экономно использовать воду, следить, чтобы она зря не вытекала.