Стасенко Юлия
НОД по речевому развитию (звуковая культура речи) «Учим Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по речевому развитию (звуковая культура речи)
Тема: «Учим Буратино»
Цель:
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.
Задачи:
развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш;
Публикация «НОД по речевому развитию (звуковая культура речи) „Учим Буратино“» размещена в разделах
совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Интеграция: Познание, Художественно-эстетическое развитие.
Материалы: Буратино, сундучок, картинки с изображением змеи и жука, карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети в кругу
«Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно».
Сегодня к нам в гости пришел один сказочный герой, если отгадаете он у нас появиться!
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?. (Буратино)
-Здравствуйте, ребята, я пришел к вам в гости. Давайте веселиться, играть, шалить… Подожди, Буратино, сначала дети делают все свои важные дела, потом веселятся. Вот сегодня мы будем учиться правильно и внятно говорить. Хочешь, давай вместе с нами. Согласен?
- Хорошо! Мальвина меня уже учила считать, писать, теперь пускай ребята научать правильно и внятно говорить!
- Тогда помогай отгадывать ребятам загадки.
2. Постановка цели занятия
Загадки
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
- А сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики и покажем Буратино как мы можем играть с пальчиками. Поиграем с вами в игру «Котята».
Пальчиковая гимнастика
«КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых,
Два ловких.
Два длинных,
Два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
-Какие молодцы вы ребята, Буратино запомнил такую игру и обязательно поиграет со своими друзьями.
3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика.
Давайте, ребята, научим Буратино произносить правильно звуки ш, ж.
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит. У кого песенка звонче? Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж. значит этот звук звонкий. А песенку змеи горлышко не поет. Значит звук /ш/ глухой
.
В-ль: Ребята, вы любите волшебство? А ты Буратино? А что такое – волшебство?
Дети: Это когда происходит что-то необычное.
В-ль: Хотите побыть немного волшебниками? У меня есть сундучок.
Я чудесный сундучок
Вам ребята я дружок
Очень хочется мне знать
Как вы любите играть.
Давайте попробуем с его помощью что-нибудь наколдовать. Буратино знает волшебные слова. Повторяйте за ним волшебные слова:
Сундучок, сундучок
Открой свой бочок
Крекс, пекс, фекс!
В-ль: Что появилось в сундучке? (В-ль достает из сундучка картинки змеи)
Дети: Змея.
В-ль: Какая песенка у змеи?
Дети: Ш-ш-ш.
В-ль: Попробуем еще раз поколдовать? Повторяем все волшебные слова:
Сундучок, сундучок
Открой свой бочок
Крекс, пекс, фекс!
(В-ль достает из сундучка картинки жука)
В-ль: Как поет жук?
Дети: Ж-ж-ж.
Буратино раздает детям картинки с изображение жука и змеи.
4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.
Проводится игра «Светофор»
Дети поднимают символы: жук, змея если услышат звуки ш-ж и слова с этими звуки.
Словарный материал: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
5. Что-то расшалился наш Буратино, наверно, устал. А вы, ребята?
Проводится физминутка «Жук» :
Жук упал, а встать не может
Ждет он – кто ему поможет.
Я жук, я жук, я тут живу,
Я тут живу и все жужжу.
Ветер сильный набежал
Всех жуков с земли поднял.
Все от страха полетели, побежали
И, конечно, зажужжали.
Ветер дует вслед жукам
Разлетайтель по местам.
Ветер тише, тише, тише,
А жуки все выше, выше.
Ребята, а кто в сказке учил всему Буратино? Мальвина рассказывала ему очень интересное стихотворение-сказку «Про ослика» хотите послушать?
У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
-Ребята, кто тянул ослика за ушки? Повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Буратино уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.
Ставит на стол три кубика одинакового цвета и один – другого цвета.
- Назовите слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три кубика. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся кубику и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые две строчки. Дети называют слово рождение.
Ребята, наш волшебный сундучок еще что-то наколдовал. Давайте посмотрим?
6. Работа за столами с карточками. Задание: обвести изображение предметов со звуками ш-ж.
7. Рефлексия.
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Чем они похожи, чем отличаются?
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.
А теперь можно и поиграть в веселые игры с Буратино! Делу время, потехе-час.