Ольга Дубровина
Конспект НОД по развитию речи «Зимние забавы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: Зимние забавы.
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи в рамках темы о зимних видах игр.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимних видах игр и занятий спортом;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- развивать познавательный интерес детей путём включения в проблемный диалог;
- отрабатывать умение правильно согласовывать слова в предложении, отвечать полным предложением, аргументировать своё мнение;
- формировать лексико-грамматический строй речи;
- учить составлять схему предложения;
- воспитывать необходимость здорового образа жизни;
- воспитывать дружеское отношение к людям разных национальностей.
Демонстрационный материал: магнитная доска; два набора картинок с изображением предметов для различных игр (мяч, «городки», скакалка, бадминтон, ласты, лейка, набор формочек, лыжи, коньки, санки, ледянка, лопатка, шашки, мозаика и пр.); рисунок двух мальчиков негроидной и европеоидной расы; сюжетные картинки с изображением зимних видов игр («Дети лепят снеговика», «Дети копают снег», «Дети бросают снежки», «Дети катаются…» (на коньках, санках, на лыжах).
Раздаточный материал: счётные палочки, пеналы с цветными карандашами, листы бумаги для рисования.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
Воспитатель. (показывает глобус) Ребята, что это у меня в руках (ответы детей)
- Правильно. Это глобус. Макет нашей планеты Земля. На нашей планете живет много разных народов. Вспомните, какая внешность у людей разных рас.
Дети. Люди со светлой кожей и светлыми волосами. Люди с тёмной кожей, с тёмными короткими волосами и тёмными глазам. Люди с желтоватой кожей, тёмными волосами и узкими тёмными глазами.
Воспитатель. Люди могут жить в различных частях нашей Земли и быть совершенно непохожими друг на друга, но это не мешает им общаться и дружить.
- Хочу рассказать вам одну историю про двух мальчиков. Одного зовут Ваня, он живёт у нас в России. (Показ иллюстрации). Второго зовут Джек. (Показ). Он живёт далеко в Африке. Вспомните какая погода там?
Дети. В Африке всегда жарко, не бывает зимы.
- Ваня и Джек — друзья. Они общаются с помощью интернета, звонят друг другу по телефону и много рассказывают друг другу о своей жизни, о любимых занятиях и играх.
И вот однажды Джек смог приехать к Ване в гости. Случилось это сразу после наступления нового года. В каком месяце?
Дети. В январе.
- Джек очень хотел поиграть со своим другом и привёз с собой много различных игр: и своих любимых, и тех, о которых ему рассказывал Ваня. (Воспитатель показывает поочерёдно картинки: мяч, «городки», скакалка, бадминтон, ласты, лейка, набор формочек, лыжи, коньки, санки, ледянка, лопатка, шашки, пазлы, мозаика и пр.).
Дети называют изображенные игрушки.
- Однако Ваня сказал, что они не смогут играть во все эти игры.
А вы как думаете?
Ответы детей.
Предлагаю двум детям выбрать, какими играми будут заниматься мальчики.
(Магнитную доску разделить пополам вертикальной чертой.)
Каждый ребёнок выбирает картинки из своего набора и прикрепляет на свою половину.
- Задание было одно, а как выполнили его дети?
Дети. По-разному
- Почему так получилось?
Ответы детей.
- Джек приехал к Ване зимой в январе
-Какой возникает вопрос? (На какой вопрос будем отвечать)
- В какие игры можно играть зимой?
- В некоторые игры дети играть не смогут, почему?
Ответы детей. (добиваться отвечать полным ответом).
- В некоторые игры дети играть не смогут, потому что эти игры летние, а Джек приехал к Ване зимой, на улице холодно, лежит снег.
- Согласны с этим мнением? Почему?
Ответить на этот вопрос помогут вам карточки.
Предлагаю каждому выбрать по две карточки с изображением разных игр и высказать своё мнение: будут мальчики играть в эту игру или нет и почему.
(Добиваться полных ответов, правильно согласованных слов в предложениях.
Стараться, чтобы каждый ребёнок имел возможность высказать свою мысль.)
Ответы детей (например, мальчики не смогут играть с футбольным мячом, потому что…. Ваня и Серёжа будут кататься на лыжах, потому что)
Воспитатель. Мы помогли Ване и его африканскому другу разобраться с их играми.
Физкультминутка.
Как интересно нам зимой! (руки в стороны)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (руки в стороны)
Воспитатель. Ребята, интересно и весело можно играть зимой, правда?
(Показ сюжетных иллюстраций на магнитной доске.)
-А теперь попробуйте составить предложения о зимних играх.
Дети составляют предложения по сюжетам картинок
- Хорошо! Молодцы! Давайте запишем теперь эти предложения. Вы можете записать? В чём затруднение?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
Дети. Мы не умеем писать.
- Как же тогда записать (изобразить) предложение, если мы не умеем писать?
(ответы детей).
Предлагаю воспользоваться счётными палочками: каждое слово — одна палочка.
«Дети лепят снеговика».
«Мальчик копает снег».
«Дети бросают снежки».
«Девочка везёт санки».
(На примере первого предложения показать детям чёткую последовательность выполнения задания: какое первое слово в предложении, какое — второе, какое - третье; называем первое слово, кладём первую палочку; называем второе слово, кладём вторую палочку, называем третье слово, кладем третью палочку; проговариваем предложение, следим рукой по построенной схеме.)
- Ребята, а вам нравится играть зимой на улице?
- Во что вы любите играть зимой?
Дидактическая игра «Да и нет»
Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет:
- Перед вами лежат круги красного и зелёного цвета, если я буду говорить правильно, то мы поднимаем красный цвет, а если нет, то зелёный.
• Зимой катаются на велосипеде.
• Зимой люди надевают шубы.
• Зимой катаются на санках.
• Зимой катаются на лыжах.
• Зимой собирают грибы.
Игра «Кому что нужно».
Употребление дательного падежа ИС.
Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …
- Зимние игры очень полезные для здоровья занятия.
Подведение итога занятия.
О чём мы сегодня говорили?
Что интересное узнали?
О чём вспомнили?
Что понравилось?