Папки-передвижки

НОД по развитию речи в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»

Елена Мунтян
НОД по развитию речи в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»
▼ Скачать + Заказать документы

Предварительная работа: разучивание частушек с детьми.

Образовательные цели :

• знакомство с предметами быта в русской избе и активизация в речи детей пословиц и поговорок о русском быте и гостеприимстве.

• Продолжать учить изменять слова в зависимости от размеру предмета, согласовывать существительные, прилагательные и глаголы по роду и падежу.

Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу“» размещена в разделах

• Обогащать словарь детей. Развивать связную речь, упражняя в составлении простых и сложных предложений. Развивать навыки речи-доказательства.

• Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

Словарная работа: изба, красна, половицы, горка, комод, коромысло, тужить.

Материалы и оборудование: занятие проходит в «Русской избе», пироги по числу детей, игрушка Домовёнок.

Ход занятия:

У входа в избу детей встречает Хозяюшка.

Хозяюшка: Милости просим! Гости дорогие, окажите честь моему дому!

Гости (дети и воспитатель) проходят в избу.

Хозяюшка: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют… (Звучит русская народная песня.)

Хозяюшка: А почему Русь называют деревянной?

Дети отвечают.

Хозяюшка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда… Посмотрите как в моей избе всё уютно и просто.

Дети обходят избу, знакомясь с обстановкой и предметами быта.

Хозяюшка: Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Сколько было народных умельцев на Руси? Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку,в которой храним мелкие предметы, игрушку, свистульку (сопровождается показом изделий). А как красиво смотрится деревянный комод или горка, отделанный витыми деревянными планками. У каждой хозяюшки было деревянное веретено.

Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.

Хозяюшка: Пора бы нам и подкрепиться.

«Не красна изба углами, а красна пирогами.»

Вы ребятки поняли о чём я сказала? (дети чаще дают не верный ответ и понимают слово «красна» как красная.)

Изба, вы уже знаете – это дом, а углом раньше называли не только место где сходятся стены, но и комнату, отдельное помещение. Красны углы в избе, значит что они красивые, привлекательные, хорошие.

А что значит: красна изба пирогами?

Вы ребята молодцы, много сказали про эти слова. давайте дадим один общий ответ. Пироги какие (вкусные, сдобные, пышные, горячие)

Пироги- это что? (хлеб,еда)

Кто печет пироги и готовит еду? (хозяйка, бабушка).

И у нас вот что получилось: Привлекательна изба (Чем (пирогами (Какими) (вкусными, которые печёт … (Кто (хозяйка).

По вашему что главнее красота в доме или вкусная и свежая еда?

Теперь скажите мне пословицу «не красна изба углами, а красна пирогами» по другому. (примерный ответ: в доме хорошо когда еда и пироги вкусные, а красивые комнаты это не самое главное.)

Хозяюшка: Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Эх, чай, чай, чай…

Уж ты, дружку, встречай,

Прибауткой привечай. (Вынимает из печи пироги.)

Как для вас, мои друзья, наварила, напекла

Девяносто два блина, два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!

(Хозяйка разливает чай и гости угощаются.)

Воспитатель: «Наша хозяюшка в дому, что оладушек в меду». Она прибирает, она подает, одним словом одна за всех отвечает.

В ходе чаепития идет беседа с детьми, как они понимают слова: комод, горка, половица, самотканый половик и пословицу «домом жить обо всём тужить».

(После угощения дети благодарят, хозяюшку.)

Упражнение «Надоедливые мухи»

Чай душистый пьем, пыхтим:

— Уф-уф-уф, уф-уф-уф.

Отгоняем веткой мух.

Мух-мух-мух, мух-мух-мух.

А они в варенье сели,

Ели-ели, ели-ели.

Так нам мухи надоели!

Мы варенье быстро съели.

Дети ритмично потирают ладонь о ладонь горизонтально.

Ритмично помахивают рукой.

Ритмично постукивают пальцем о ладонь, а потом изображают еду варенья ложками

Воспитатель: Чай пить – не дрова рубить!

Хозяйка: Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я своих гостей!

Встанем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем! (Исполнение частушек и пляска.)

Хозяйка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники:

Четыре братца:

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят. (Показывает на стол.)

А это мои голубки,

Которым место – у плошки. (Раскладывает ложки.)

Двое купаются, третий валяется;

Двое вышло, третье повисло. (Ведра и коромысло)

В небо дыра,

В землю дыра,

А посередине — огонь и вода. (Самовар)

В старину, когда самовар был в каждом доме, его уважительно называли «Батюшка самовар».

Скажите а как мы назовём очень большой самовар? (самоварище) Большой стол? (столище) Большой стакан (стаканище). А как мы скажем очень горячий чай? (горяченный)

Что делает на столе самовар? (стоит)

Игра «Живые слова»

Организация. Каждый ребёнок изображает слово.

Хозяйка: - Пусть один из вас. изображает слово «самоварище»; другой– слово «стоит»; третий. – слово «на»; четвёртый– слов «стол».

Давайте прочитаем, что получилось «Самоварище стоит на столе». Пусть второе слово встанет к конце. Что получилось? (Самоварище на столе стоит). Теперь первое слово встанет в конце. Что получится? (На столе стоит самоварище).

Добавим слово «горяченный»- Ярослав Б. И слова- дети меняются местами как хотят. Оставшиеся дети – зрители, читают получившееся предложение и по очереди пытаются выстроить правильное предложение: «На столе стоит горяченный самоварище».

Хозяйка: Умнички девчонки, умники мальчишки, распутали слова и складно составили предложение. А вот вам ещё загадка, о самой главной моёй помощнице:

- Её из избы не вытащишь?

- Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора? (Печка)

Русская печь появилась очень, очень давно. Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину ее занимала русская печка. «Изба без русской печи, что человек без души»- нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба.

В старину когда топили печь, приговаривали:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев.

Слышится голос домового.

Домовой: Кто здесь меня поминает, да спать мешает? (хозяйка одевает куклу – домовой на руку). Забывать мы стали, что главное в доме – печь. А ну ка хватит чаи гонять, да пироги уплетать, «Без работы и печь холодна» подбросьте дров в печку –барыню.

Игра «Сложи пленницу».

Описание игры: участники выстраиваются цепочкой (можно разделить на 2 команды). И по команде ведущего должны передавать дрова «из леса» к печке.

Ребята, у нас лежат дрова. По моей команде вы должны сложить их у печки. Итак, «один, два, три дрова из леса принеси».

Домовой: Что ж быстро вы управились. Не буду на вас сердиться. А теперь рассказывайте, о чём вам моя хозяюшка рассказывала, да что запомнили, какие слова новые узнали, пословицы?

Подводится итог занятия.

[i]Домовой:[/i] Что бы выйти из нашей избы нужно громко сказать

«течёт речка, печёт печка»

Дети хором повторяют 3 раза, медленно, средним темпом, быстро.

Хозяйка: Вот и кончилось веселье

Вам домой спешить пора!

Приходите к нам опять,

Будем снова мы играть!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в.

Конспект НОД по развитию речи «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит» Конспект НОД по развитию речи на тему: «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит» Задачи: помочь детям понять значение.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу» Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расскажи Деду Морозу о себе»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расскажи Деду Морозу о себе» Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», Технологии: игровые, речевые,.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Моя мама лучше всех!» Моя мама лучше всех Цель: Формировать чувство любви и привязанности самому близкому и родному человеку – маме. Познакомить с праздником.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» Программное содержание:.

Конспект проведения занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Моя мама лучше всех» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14» Конспект проведения занятия по познавательно-речевому.

Новогодний праздник в старшей группе «Ждем гостей в Новый год» «Новогодний праздник».(Стр. гр) Вед. :Как хороша новогодняя елка, Как нарядилась она, посмотри. Платье на ней из зеленого шелка, Яркие бусы.

Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы :описание словесных игр, методики обучения.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 20:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мунтян (УИ 74950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД