Парамонова Юлия Владимировна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием «Кубика Блума»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила занятия с использованием методического приема «Кубик Блума»
Занятие проводится с использованиемодного из приема технологии критического мышления-«кубика Блума».Каждая грань кубика окрашена в определенный цвет, за которой закреплена тематика игровых заданий:
Цвет грани куба Время Содержание
1. Организационный этап 2 мин
2. Основной этап
Голубой
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием „Кубика Блума“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
«Опиши» 3-4 мин Задание «Опиши предмет» направлено на формирование у детей умения подбирать к названию предмету мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизацию их речи.
Зеленый
«Объясни» 3-4 мин Задание «Составь звуковую схему слова»направлено на развитие у детей фонематического слуха, умения проводить звуковой анализ слова.
Желтый
«Предложи» 3мин Задание «Подбери действия к предмету»
направлено на развитие у детей умения согласовывать существительное с глаголом.
Синий
«Используй» 3мин Задание «Составить предложение с заданным словом» направленно на совершенствование грамматического строя речи.
Красный
«Сравни» 3мин Задание «Скажи правильно»
направлено на совершенствование умения образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Оранжевый
«Выбери» 3 мин Задание выбираю дети самостоятельно.
3. Заключительный этап 1-2 мин Рефлексия
Итого 25 мин
- Дети делятся на пары. Для определения пары детям необходимо собрать из двух пазлов картинку с изображением животного.
- Задания должны подбираться с учетом возрастных особенностей детей и накопленных ими знаний.
- Время выполнения задания составляет 3-4 минуты (четко оговаривается, регламентируется до начала игры).
-Педагог бросанием кубика определяет задание.
-При выполнении задания дети могут совещаться, вести диалог, приходить к единому мнению. А также договариваться, кто будет выполнять практическую часть, а кто - объяснять. Они могут обращаться за советом к другим детям.
-Время, отведенное на выполнение задание, регламентируется.
- За правильно выполненное задание пара получала фишку, что в итоге позволит легко определить, кто хорошо работал на занятии.
-Невыполненное задание фиксируются соответствующими цветными фишками, цвет которые соответствуют цвету граней кубика. Количество и цвет этих фишек достоверно показывали пробелы в знаниях детей.
- При повторном выпадении грани ведущий еще раз бросает кубик,пока не выпадает не выбранная.
- На доске фигурами определенного цвета отмечают выпавшие грани для фиксации выбранных заданий.
- Длительностьзанятия должна соответствовать возрасту детей, не превышает 25 минут.
Цель:
Развитие всех компонентовустной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать,грамматический строй речи, связную речь;
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, воображение, смекалки, зрительной памяти;
• способствовать развитию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
• содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных переживаний, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате.
Оборудование для педагога: «Кубик Блума», карточки – пазлы с изображением животных, карточки для составления звуковых схем слова, цветные круги, фишки, схемы предложений.
Раздаточный материал: карточки для обозначения гласных и согласных звуков; цветные фишки по цвету граней кубика; картинки с изображением животных;схемы предложений; мнемотаблица.
Предварительная работа: работа на занятиях по развитию речи, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми.
Организационный этап.
Воспитатель звонит в колокольчик. Дети собираются в круг.
Воспитатель -
- Дети, давайте сегодня поиграем.
- Но перед началом давайте вспомним, чему мы научились на занятиях.
- Я буду бросать кубик и какая грань выпадает, такое задание вы будите выполнять.
- Давайте договоримся, какая грань кубика какое задание будет вам предлагать.
Воспитатель поворачивает по очереди кубик каждой гранью к детям
На доске воспитатель фиксирует круги цвета граней и схемы, которые соответствуют заданиям
Ребята, для выполнения заданий нам нужно разделиться на 2 команды. Я предлагаю вам взять пазл, который является частью изображения и найти остальные часть пазла. Обладатель остальные частей и будет вашим напарником- тем, кто с вами будет работать в команде.
Эта картинка нам еще понадобится
Воспитатель бросает кубик и определяет четко задание, которое предписывает цвет выпавшей грани. На доске фиксируется соответствующая карточка схема с условным обозначением задания.
2. Основной этап
А теперь приступаем к выполнению первого задания. А каким оно будет - определим с помощью кубика.
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
1. Задание «Скажи правильно»
Воспитатель:Дети, выпала грань красного цвета. Вам нужно назвать животное в единственном и множественном числе. (один-много). А также ответить на вопрос. Кто это? (один-много). Кого нет? (один-много). Например, Кто это? Кот-коты; Кого нет? кота-котов)
Вы можете посовещаться.
Дети обсуждают, образуют существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Отвечают.
Воспитатель -Отличная работа! Вы справились с заданием и получаете первую фишку.
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
2. Задание «Звуковая схема слова»
Воспитатель: Дети, выпала грань зеленого цвета. В этом задании вам надо составит звуковую схему слова, используя фишки.
Дети с помощью цветных фишек выкладывают звуковую схему слова (красная фишка - гласный звук, синяя- твёрдый согласный, зелёная - мягкий согласный). Отвечают.
Воспитатель - Молодцы ребята, нашли в слове все звуки, получаете фишку.
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
3. Задание «Составь предложение»
Воспитатель: Дети, выпала грань зеленого цвета. Вам нужно составить предложение с заданным словом и подобрать к нему схему.
Дети выполняют задание, отвечают.
Воспитатель– Молодцы!
Дети получают фишки за правильный ответ
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
4. Задание «Подбери действия к предмету»
Воспитатель: Дети, выпала грань зеленого цвета. Вам надо предложить действия, которые может выполнить животное, изображенное на картинке. (Например,собака лает)
Дети выполняют задание, отвечают.
Воспитатель: Молодцы, получаете фишки за правильный ответ.
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
5. Задание «Опиши предмет»(с использованием мнемотаблицы)
Воспитатель: Дети, выпала грань голубого цвета. Вам нужно описать животное по плану-схеме. И начать ваш рассказ со словами «Я хочу рассказать…»
Воспитатель: И с этим заданием вы справились и получаете еще фишку.
Воспитатель бросает кубик. По цвету выпавшей грани кубика определяется тематика задания.
6. Задание «Выбери сам»
Воспитатель: Дети, выпала грань оранжевого цвета. Вы можете выбрать для себя задание из предложенных:
-«Назови ласково»
-«В какой сказке встречается твое животное»
-«Где обитает?»
Дети выбирают задание и отвечают.
Воспитатель: Ребята, все задания закончились. Вы молодцы, справились с ними.
3. Заключительный этап (рефлексивный)
Воспитатель:- Дети, вам понравилось занятие? Вы справились со всеми заданиями? А как узнатькак вы справились с заданиями?
Путем обсуждения и высказывания своих суждений дети приходят к пониманию, что правильнее всего подсчитать количество фишек. Дети подсчитывают фишки и определяют лучших.
Воспитатель:- Дети вы все показали отличные знания, все старались помогали друг другу, работали дружно.
Я предлагаю вам придумать свою игру для нашего умного кубика. Надеюсь, что это вам будет интересно, а мы все с удовольствием поиграем в ваши игры.
Список используемой литературы :
- Акименко В. М. Новые педагогические технологии, учебно-методическое пособие, Ростов, 2008;
- Н. Ю. Костылева, 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет; Москва, Издательство АСТ, 2021;
- ОмельченкоЛ. В., Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, ж-л Логопед, 2008, № 4;