Елена Новикова
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «В ожидании Нового года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "В ожидании Нового года".
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения по средствам речевых игр и упражнений.
Задачи:
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „В ожидании Нового года“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Коррекционно-образовательная: Закрепить представления о новогоднем празднике. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Автоматизировать правильное произношение шипящих звуков. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однокоренных слов к слову елка).
Коррекционно-развивающая : Развивать длительный плавный выдох, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательная: Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.
Методы и приё мы:
наглядные: наглядный материал;
словесные: использование художественного слова, наводящие вопросы, беседа;
практические: показ способов действия.
Ход образовательной деятельности:
Организационный этап:
1. В кабинете выключен свет, а на столе стоит маленький объемный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая огнями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью — фигурка Деда Мороза. Звучит тихая музыка.
Логопед читает стихотворение А. Барто «Дед Мороз».
Логопед.
Ночью в поле снег летучий, Тишина.
В темном небе, в мягкой туче Спит луна.
Тихо в поле. Темный-темный Смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный, С елки слез.
Весь он белый, весь в обновах, Весь в звездах.
В белой шапке и в пуховых Сапогах.
Вся в серебряных сосульках Борода.
У него во рту сосулька Изо льда.. Зашагал он, Закачал он головой,
Засвистал он В свой свисточек ледяной.
Все снежинки По сугробам улеглись.
Все снежинки
Огонечками зажглись.
Что вы видите, слышите, чувствуете? Расскажите о своих впечатлениях.
-Приближается новогодний праздник.
Постановка проблемы и детской цели:
2. Упражнение «Запах Нового года».
Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.
- Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет елкой и мандаринами. Давайте понюхаем мандарин вот так. Логопед берет в руки тарелочку, подносит ее к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу. -Ах, как вкусно пахнет! Тарелочка передается по кругу, упражнение по очереди делают все дети.
-Как вы думаете, что этот запах нам напоминает?
-Говорят, что запах елки и мандаринов — это запах Нового года.
Основной этап:
3. Работа в тетради №1. Откройте тетради и скажите, что нарисовал для вас художник.
Дети: Художник нарисовал елку, хлопушку и шарик.
- Послушайте загадку об одном из этих предметов.
Что это будет? Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Песни и пляски. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?.
Дети: Елка!
Логопед ставит на стол украшенную елочку из сказочного домика.
-Возьмите зеленый карандаш и обведите елочку по контуру, а потом нарисуйте украшения на ней. Елочка из сказочного домика вам подскажет, как выполнить задание.
4. Пальчиковая гимнастика «На елке».
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большушие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Игра «Украшаем елку»
Логопед приглашает детей за стол к доске, на которой закреплено игровое поле для игры «Украшаем елку», а на столе рассыпаны карточки с изображениями елочных игрушек.
- А теперь я предлагаю вам украсить елочку. Вы выбираете игрушку, «вешаете» ее на елку и составляете предложение о том, что висит на елке, чем вы украсили елку, где висит игрушка, которой вы украсили елку. Постарайтесь включить в предложения слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» В названиях игрушек часто встречается звук [ш]. Я надеюсь, что вы будете правильно произносить его.
1-й ребенок. Я повесил на елку большую коричневую шишку.
2-й ребенок. Рядом с шишкой я повесила смешную зеленую лягушку.
3-й ребенок. Я украсила елку аппетитной румяной грушей. (И т. п.)
7. Игра «Кого не стало». - закрывайте глаза. Я уберу одну из игрушек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.
1-й ребенок. Не стало петушка.
8. Игра «Прогулка Деда Мороза». Логопед раздает детям «светофорчики» и фигурки Деда Мороза. Логопед.
А теперь игра «Прогулка Деда Мороза». Я буду покрывать вам одну из игрушек на елке, а вы будете определять место звука (к] в ее названии, ставить фигурку Дела Мороза на красный, желтый или зеленый прямоугольник.
Логопед показывает по очереди кораблик, флажок, волка, шишку, шарик, мишку, снеговика, сосульку, лодку, рыбку.
Дети определяют место звука в словах, передвигая фигурку деда Мороза по «светофорчику».
9. Игра с мячом «Семейка слов».
-Сегодня мы много говорим о елке. Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом. Как вы назовете маленькую елку?
1-й ребенок. Елочка. - Как называется лес, в котором растут елки?
2-й ребенок. Ельник. - Какие шишки у елки?
3-й ребенок. Еловые. - Как называют большую елку?
4-й ребенок. Ель.
Логопед. Отлично.
Рефлексия:
Логопед предлагает детям рассказать, о чем они говорили на занятии, чем занимались, а потом оценивает работу каждого ребенка.
Организация перехода к другому виду деятельности:
Выкладывание из геометрических фигур новогодней ёлочки.