Светлана Борисенко
НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация»,
«Здоровье».
Обучающие задачи:
-способствовать формированию у детей умения составлять творческие сказки,
используя морфологическую дорожку.
-содействовать формированию умения давать сравнительную характеристику
образу, используя предметы.
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „В гостях у сказки „Золушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-развивать у детей связную речь и творческое воображение.
Воспитывающие задачи:
-воспитывать доброжелательность, умение сопереживать героям сказки.
Словарная работа: раскрыть понятие слова «зола».
Индивидуальная работа: оказывать помощь при необходимости,
активизировать пассивных детей.
Материал к занятию: макет книги, портрет «Золушки», толковый словарь
Ожегова, хрустальные туфельки, аудиозапись песни «Добрый жук»,
персонажи из сказки «Золушка» и из других сказок : Баба-Яга, Дед Мороз,
Серый волк. Предметы на трех подносах: колокольчик, ниточка, бусинки,
цветок, вата, воздушный шарик, мишура, снежинка, солнце, бусы, перышко,
камешки, звездочка, стекло, салфетка, елочная игрушка, картинки для игры
«Раньше - позже», указка.
Ход НОД.
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Венера Камилевна. К вам
пришли гости. Чтобы настроение у вас и у гостей было хорошее, подарите
улыбку друг другу, подарите улыбку гостям.
Основная часть:
-Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга (озвучивание «голоса» книги).
Книга: Здравствуйте, ребята! Я - книга. Я ваш друг и помощник. Я знаю, что
все дети любят сказки. Угадайте, как называется эта сказка? Если вы угадаете,
тогда двери моей книги откроются, и вы узнаете много нового и интересного
(читает отрывок из сказки «Золушка»).
«Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в
доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи
и обеих сестриц». («Золушка»)
-Молодцы, ребята! (открываю книгу перед детьми. Внутри на ковролине
размещены герои сказки : Золушка, мачеха, сестры, принц, Фея).
- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро) -Посмотрите и назовите героев из сказки (Золушка, мачеха, сестры, принц,
Фея).
- Какая одежда была на Золушке? (грязная, испачканная, в заплатках)
-Почему бедную девушку прозвали Золушкой? (много трудилась, испачкалась
золой)
-Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому
сестры прозвали ее «Золушкой».
- Ребята, что такое «зола»?
- Что обозначает это слово, можно узнать из словаря (читает определение
слова).
-«зола» - остаток от сжигания чего-нибудь, в виде серо-черной пыли».
Показывает золу и просит повторить детей это слово.
- А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была
милой. А еще какой? (доброй, красивой, трудолюбивой и т. д.)
-А какие были мачеха и сестрицы? (злые, ворчливые)
Гимнастика для глаз
- А теперь ребята посмотрите вверх–вниз, вверх-вниз, влево - вправо, влево -
вправо, зажмурьте глаза и откройте. Посмотрите на героев из сказки и угадайте
кто это? Добрая волшебница, чудесница. (Фея)
- Что сделала Фея для Золушки? (помогла попасть на бал).
- Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки : распределить старинные
и современные предметы. Поможем Золушке? Поиграем в игру: «Раньше -
позже».
Предлагаю детям взять картинки, которые лежат на столе, а потом встать в круг
(у воспитателя картинки с изображением старинных предметов, а у детей –
современные предметы).
- Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару,
то есть называть современные предметы.
- Например: «Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой»
- «Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом).
- «Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).
- «Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).
- «Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите).
- «Раньше шили с иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
- А сейчас я предлагаю вам составить портрет Золушки, сравнивая с
предметами.
- Например: Колокольчик, какой? (звонкий, громкий)
Сравниваем голос с предметом: Голос у Золушки был звонкий, как
колокольчик.
- Например: Бусинки, какие? (круглые, маленькие)
Сравниваем глаза с предметом: Глаза у Золушки были круглые, как бусинки.
- А сейчас вы, ребята, будете сравнивать образ Золушки с предметами.
Разделимся на три подгруппы (каждая группа встает около своего стола, на
каждом столе лежат подносы с предметами). - Первая подгруппа сравнивает платье Золушки с шариком, цветком и т. д.
- Третья подгруппа сравнивает туфельки Золушки с мишурой, снежинкой и т. д.
Дети сравнивают: - Платье у Золушки воздушное, как шарик.
- Платье у Золушки красивое, как цветок.
- Волосы золотистые, как солнце.
- Волосы мягкие, как вата.
- Туфли блестящие, как мишура.
- Туфли маленькие, как снежинки.
- Какой портрет получился у Золушки? (дети повторяют)
- Куда хотела попасть Золушка в таком красивом наряде? (на бал).
Физминутка
- А сейчас я приглашаю всех потанцевать. Девочки у нас сегодня будут
принцессами, а мальчики принцами (включаю запись песни «Добрый жук» и
дети под музыку выполняют свободные танцевальные движения).
- Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о Золушке. Мы её
сочиним все вместе. Посмотрите и назовите, с кем встретится Золушка в новой
сказке? (Серый волк, Баба-Яга, Дед Мороз).
- Не забудьте, что сказка состоит из трех частей и все части взаимосвязаны.
1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется
главный герой. Например: В некотором царстве, в некотором государстве, жила
- была Баба Яга. Она была очень старая и больная, жила одна и помогать ей
было некому…
2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло. Например: у
бабы Яги был друг волк. Однажды она его пригласила и попросила привести к
ней девочку, чтобы та выполняла работу по дому. Волк привел ей Золушку…
3 часть: Чем закончилась сказка. Например: Баба Яга очень довольна была
Золушкой : она и кушать вкусно готовила, и в стареньком доме Баба Яги
порядок навела. К тому же за Бабой Ягой хорошо ухаживала. Баба Яга
выздоровела и подобрела. Одарила Золушку подарками и отпустила…
- Назовите сказочные слова, которые встречаются во всех сказках? (жили-были,
в некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, долго ли,
коротко ли) (детям дается время на сочинение сказок1-2 минуты)
Дети рассказывают свои новые сказки : один ребенок начинает, следующие
продолжают.
Например: 1 ребенок: в некотором государстве жил - был Дед Мороз. У него
была внучка. Вот однажды Дед мороз заболел. Золушке пришлось идти на
праздник одной, нести подарки детям…
2 ребенок: она взяла большой мешок деда Мороза и пошла через зимний лес к
детям. Зима была холодная, но она была в тёплой шубе и валенках…
3 ребенок: вдруг ей навстречу волк. Волк просит у неё еды, жалуется, что давно
ничего не ел. Золушка жалеет волка и дает из мешка немного угощения. Волк
благодарит и убегает…
3 ребенок: Золушка долго шла и очень сильно устала. Села на пенек отдохнуть
и задремала. Пока она спала Баба-Яга утащила её мешок… Золушка
просыпается, а мешка нет. Она заплакала…и т. д. Заключительная часть
- Спасибо, ребята, вы сочинили интересную сказку. Наше занятие подходит к
концу. Мы прощаемся с героями сказки (книга закрывается).
- Ребята, сегодня вам интересно было на занятии?
- Что нового вы узнали?
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?
- Молодцы, ребята, сегодня вы были активными, думали, фантазировали. На
память я подарю вам книгу со сказками