Ирина Спицына
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Нравственное начало в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственное начало в сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
Прививать любовь к сказкам, к русскому слову, к творчеству русского поэта.
Задачи: Развивать умение детей понимать мотивы поступков героев, видеть позицию автора и отношение его к своим героям; давать описание персонажам и их действиям.
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „Нравственное начало в сказке А, С, Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Развивать речь детей : учить составлять синонимичный и антонимичный ряд, словоизменять существительные, образовывать новые слова. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; регулировать силу голоса (громко-тихо-шепотом). Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать память.
Закрепить знания о понятии «сказка», разнообразии сказок, их видах и отличительных особенностях.
Предварительная работа:
Чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Материалы и оборудование:
Нарисованный теремок с окошками, портрет А. С. Пушкина, кроссворд, выставка книг А. С. Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», игрушка – золотая рыбка, конверты с заданиями, картинки с героями различных сказок, тексты сказок А. С. Пушкина,
Ход НОД:
Воспитатель - Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
- Кто живет в нем мы узнаем, отгадав кроссворд (все строчки по горизонтали, в вертикальном столбце должно получиться слово «Сказка»)
1. Толстяк живет на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)
2. На сметане мешён, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
3. Что за странный человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)
4. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола». (Золушка)
5. Дружит с Бабою Ягой тощий старичок. Какой? (Кощей)
6. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш шалунишка наш. (Малыш)
Воспитатель - Какое же слово получилось в столбике? (Сказка)
Беседа:
Да, в этом теремочке живут добрые сказки, самые разные, веселые и грустные, страшные и смешные. Кто придумывает сказки? Какие они бывают? Правильно, те сказки, которые придумывает народ – народные, а те, которые пишет писатель - авторские, литературные. Приведите примеры народных и литературных сказок. О чем эти сказки? Какие по содержанию? (волшебные, о животных, сатирические) Приведите примеры.
«Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок» - так говорил А. С. Пушкин.
Почему же урок? Чему учат сказки?
Вот и сегодня мы с вами будем учиться добру, справедливости, честности, а помогать нам будет великий русский поэт, писатель и сказочник – А. С. Пушкин.
Выставка книг А. С. Пушкина
А. С. Пушкин написал много произведений: стихи, поэмы, рассказы и повести, романы. Писал он и для взрослых, и для детей.
Одна из его сказок пришла к нам в гости: «Одну я помню, сказку эту поведаю всему я свету…»
Теремочек не простой, в нем замочек золотой.
В нем увидите, вы, дети,
Сказки, лучшие на свете.
Любят сказки малыши, Терем, сказку расскажи!
(под звучание металлофона открывается окошко, в нем иллюстрация из сказки о рыбаке и рыбке).
- Какая это сказка? («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)
Чтение наизусть детьми отрывков из сказки
Воспитатель –
О чем эта сказка? Назовите действующих лиц.
Какой был старик, как вы думаете? Как он обращался к рыбке?
Какая в этой сказке старуха? Какой вы ее себе представляете?
хорошо ли поступила старуха? Почему?
Кто больше нравится вам? Как бы вы поступили на месте старика, старухи?
Какой была рыбка?
Чем закончилась сказка? Чему учит нас сказка?
Физкультурная пауза «Рыбки»
Игра «Придумай слово» Где старик поймал рыбку? (в море)
Вода в нем какая? (морская)
Берег какой? (морской)
Чудо какое? (морское)
- Придумайте новые слова от слова «море» (моряк, заморский, приморье, морячка)
(Слышится плеск воды, появляется золотая рыбка)
Рыбка - Здравствуйте, гости дорогие! Вы знаете, кто я? Да, я владычица морская. Скучно стало мне в море-океане, решила я с вами поиграть, смекалку, ум ваш проверить. Согласны со мной потрудиться? Тогда повторяйте за мной громко : «1,2,3 – оконце отвори!» (в окошке терема конверт с заданием)
Игра «Кто лишний?» (вспомнить из какой сказки герои – картинки и назвать, кто лишний)
Рыбка А теперь скажем волшебные слова тихо «1,2,3 – оконце отвори!»
Игра «Сказочный салат» (все сказки перепутались, нужно исправить ошибки)
1. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Пустите переночевать. Я много места не займу. Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку – под печку».
(сказка «Лисичка со скалочкой»)
2. Вот пошел старик к синему морю, видит, море слегка разыгралось, стал он кликать золотую рыбку : «По щучьему веленью, по моему хотенью, ловись рыбка большая и маленькая» (сказка «По щучьему веленью», «Волки и Лиса»)
3. Сидит старик, да приговаривает : «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» (сказка «Сивка-Бурка»).
Рыбка Ну и последнее окошко нам осталось открыть в теремке. Скажем волшебные слова шепотом : «1,2,3 - окошко отвори!»
Игра «Из какой сказки слова?» (читаются отрывки из сказок А. С. Пушкина, дети отгадывают, из какой сказки слова).
Рыбка – Молодцы, ребята! Все вы знаете, многое умеете. За это примите подарочек от меня – «морские камушки» со дна морского.
А мне пора в царство свое. До свидания.
Воспитатель - Ну вот и закончилось путешествие в мир волшебных сказок А. С. Пушкина.
Чему учат эти сказки?
Я хочу пожелать вам открыть каждому для себя чудесный мир пушкинских произведений, любить русское слово, чтение.