Юлия Камарова
НОД по развитию речи в младшей группе «Рассматривание сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Октябрь. Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин.
Цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.
Первый вариант. Ход занятия:
Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка, в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями. Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек». Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом. Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.
Публикация «НОД по развитию речи в младшей группе „Рассматривание сюжетных картин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик». Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика? Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка, отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается егопогладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Съешь колбаски. Она вкусная). Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили? Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться? Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам приголубить их». В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками.
Октябрь. Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова».
Цель: познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Ход занятия:
Многим детям сказку читали дома, многие смотрели мультфильм по мотивам сказки. Поэтому в начале занятия воспитатель выясняет у них, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок (дети показывают, как можно скатать колобок, изжарила его в масле». Педагог читает сказку так, чтобы дети радовались, когда колобок благополучно убегал от зверей, и огорчались, понимая, что лиса перехитрит его. Воспитатель дает детям время обменяться впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. («Колобок, колобок! Я тебя съем!») «А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? – интересуется педагог. – „Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!“ – похвалила лиса колобка, он и обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось? А лиса его – ам! – и съела!Давайте поиграем в слова, – предлагает педагог. – Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…» Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, колесо, ветка, куст и т. п. Завершая занятие, педагог сообщает детям, что многие известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев, А. Савченко, Л. Токмаков, В. Гильдяев, А. Елисеев и др.). Воспитатель оказывает детям книжки, просит внимательно рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать, почему.
Октябрь. Занятие 3. Звуковая культура речи : звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Цель: продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука О.
Ход занятия:
Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звуак (а-а-а, – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.) А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О-о-о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто-то из вас упадет, ушибет колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.) Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребенку и рассказывает : «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребенок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Далее педагог, изображающий колобка, встречается с волком, медведем, которые тоже утверждают, что съедят его. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок». «Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребенка, при необходимости дополняется). Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем. А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.) Я рада, что вы не просто листаете книжки, но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я еще заметила… (описывает иллюстрацию). Я оставлю эти книги в группе,если вы заметите на рисунке (рисунках) что-то интересное, обязательно покажите мне».
Октябрь. Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.
Предварительная работа. На. прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты). Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии). Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит). Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова. С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз. Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки. Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет, приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.) Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам. «Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику». Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик». Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать! После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.
Примечание: По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…». Дуют ветры, Ветры буйные,Ходят тучи, Тучи темные. Не видать в них Света белого, Не видать в них Солнца красного. Оба стихотворения надо неоднократно читать детям на прогулке, соотнося их с особенностями осеннего дня.