Наталья Малышина
Конспект НОД по развитию речи «Учимся вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
«Учимся вежливости»
Воспитатель: Малышина Наталья Сергеевна
Дата проведения: 18.10.2019 г.
Тема: «Учимся вежливости»
Возрастная группа: старшая, дети 5-6 лет.
Предмет: развитие речи
Форма проведения: НОД
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Учимся вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: УМК к Программе «От рождения до школы», Н. Е. Вераксы.
Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную выразительную речь.
Задачи:
1. Развивающие : развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.
2. Обучающие: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.
3. Воспитательные: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие (продолжать развивать и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор, обучать умению вести диалог с педагогом);
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие ( Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, благодарить за оказанную услугу.
- познавательное развитие
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объекте окружающего мира;
- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать.
- художественно – эстетическое (развивать эстетическое восприятие; развитие мелкой моторики рук);
- физическое развитие (способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами игры).
Виды детской деятельности:
- коммуникативная;
- игровая;
- двигательная;
- познавательная;
- продуктивная.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»; рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей; решение проблемных и игровых ситуаций: «Кто поступил правильно?» и т. д. ; чтение пословиц и поговорок о добре и вежливости.
Материал и оборудование: Незнайка, картинки с отрицательными и положительными поступками, гуашь, кисть, заготовки лепестков, серединка цветка, мяч, смайлики.
Планируемый результат: Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «вежливые слова», но и всегда старается сделать приятно другим людям.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.
Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
- Доброе утро! - тебе сказали,
- Доброе утро! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
2. Вводная часть.
1) Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сюрпризы? Тогда давайте присядем на стульчики и закроем глаза. (на против детей на стульчике появляется Незнайка, садится к детям спиной).
Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?
Дети: – Незнайка.
Воспитатель: — Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Незнайке, прежде чем зайти в группу?
Дети: – Поздороваться.
2) Дидактическая игра «Приветствие».
Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.
Воспитатель: - Ребята как вы думаете как мы должны здороваться со взрослыми? А как мы можем поздороваться с другом? (ответы детей)
Воспитатель: - Ну что Незнайка может ты поздороваешься с нами?
Незнайка: - Здравствуйте!
Воспитатель: – Ребята давайте пригласим Незнайку, на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.
- Незнайка бери стул и присаживайся рядом с ребятами.
3. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
1)Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
2) К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
3) Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
4) Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
5) На лугу корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
6) Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
2. Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова»
Воспитатель бросает детям, а затем и Незнайке мяч и они по очереди называют вежливые слова. (Незнайка не знает вежливых слов, дети ему подсказывают)
3. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Дети и Незнайка по очереди берут картинки и с помощью магнита прикрепляют их на доску. Веселый смайлик – положительные поступки, а грустный смайлик – отрицательные поступки. Незнайка не знает и просит детей помочь ему.
Воспитатель: - Ребята вы все молодцы, посмотрите Незнайка тоже молодец, он очень старается! Надеюсь, что Незнайка усвоил сегодня правила вежливого поведения. А сейчас давайте немного отдохнем:
Физминутка «Ровно встаньте»
Ровно встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: - А сейчас ребята я предлагаю вам сделать для Незнайки «цветок вежливости», чтобы он никогда не забывал вежливые слова и был вежлив со всеми.
Незнайка: - А вы знаете ребята, я хоть и не знаю вежливых слов, но рисовать я умею очень даже хорошо и даже могу вас научить. Хотите? Давайте подойдем к столам. Посмотрите у меня есть серединка цветка, а у вас на столах лежат не раскрашенные лепестки, их нужно раскрасить, чтобы наш цветок стал красивым и ярким.
Воспитатель: - Подожди Незнайка, давай-ка перед работой немного разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику:
(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)
Раз-два, раз-два
Вспомним добрые слова
Здравствуйте! (Соединить пальцы в замок)
Простите! (Потереть ладонь о ладонь)
До свиданья! (Помахать пальчиками)
Извините! (Попеременно обхватить пальчики одной руки пальцами другой руки
Когда надо их сказать? (Развести руки с раскрытыми пальцами в стороны)
Как конфуза избежать? (Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)
Незнайка: - молодцы ребята! А сейчас давайте возьмем в руки кисточку и приступим к работе. (Воспитатель при помощи степлера соединяет лепестки с серединкой).
4. Заключительная часть.
Воспитатель: – Ребята вы молодцы у вас получился красивый «цветок вежливости». Незнайка, а тебе спасибо за помощь и мы дарим тебе наш прекрасный цветок вежливости, чтобы ты никогда не забывал вежливые слова. Ребята давайте проводим Незнайку и скажем ему: - ДОСВИДАНИЕ!
Воспитатель: - Ребята, о каких словах мы сегодня говорили? (ответы детей) Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! На этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им спасибо за внимание и ДОСВИДАНИЕ!