Ирина Дудорова
«Лес. Деревья». Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания
Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Тема: «Лес. Деревья».
Составила и провела учитель-дефектолог МУ ПСЦ «Надежда» I категории Дудорова Ирина Владимировна.
Количество детей: 5 человек.
Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут.
Публикация «„Лес, Деревья“, Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Цель: формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания.
Задачи:
• коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;
• коррекционно-развивающие : вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого);
• коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки).
Ход НОД
I. Организационный момент
Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.
Время: 2 минуты
(Дефектолог привлекает внимание детей к себе)
– Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?
– Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.
Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
(Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна). Показываю берё зовый лист и обращаюсь к детям:
– Такой листок, лети ко мне (Те же слова говорит воспитатель. Происходит деление детей на подгруппы).
– Саша, с какого дерева твой лист (с берёзы)
Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.
– Значит, он какой? (берёзовый)
Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это притяжательное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.
– Кто первый увидел берёзу (словесное одобрение дефектологом ребёнка).
– А где лежат опавшие листья (на земле)
– Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!
– Ребята, прислушайтесь, кто это шуршит в листве?
Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка, который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.
II. Основная часть
Цель: получение новых знаний, умений; развитие мелкой моторики и осязания.
Время: 11 минут.
Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).
Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.
Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.
Ё ж:
– Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?
Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)
Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации.
(Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания).
Ё ж:
– Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?
– Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?
Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).
Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением вперёд.
Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.
Ё ж:
– А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?
Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).
Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.
(Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус. Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подготовлены дополнительные образцы).
Ё ж:
– Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! Но чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?
Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).
Цель: развитие общей моторики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.
(Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами).
Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.
Ё ж:
– Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)
– Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?
(Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне).
Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).
Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия.
– Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)
( Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам: ствол, ветви, листья/иголки).
III. Итог
Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.
Время: 2 минуты.
– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!
Ё ж:
– Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!
Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад. ( Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).
– Вот мы и вернулись в свою группу.
– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным? (Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.)
–Молодцы! Какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!