МААМ-картинки

«Лес. Деревья». Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания

Ирина Дудорова
«Лес. Деревья». Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания
▼ Скачать

. Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания

Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема: «Лес. Деревья».

Составила и провела учитель-дефектолог МУ ПСЦ «Надежда» I категории Дудорова Ирина Владимировна.

Количество детей: 5 человек.

Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут.

Публикация «„Лес, Деревья“, Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания» размещена в разделах

Цель: формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания.

Задачи:

коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;

коррекционно-развивающие : вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого);

коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки).

Ход НОД

I. Организационный момент

Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.

Время: 2 минуты

(Дефектолог привлекает внимание детей к себе)

– Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?

– Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.

Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

(Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна). Показываю берё зовый лист и обращаюсь к детям:

– Такой листок, лети ко мне (Те же слова говорит воспитатель. Происходит деление детей на подгруппы).

– Саша, с какого дерева твой лист (с берёзы)

Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.

– Значит, он какой? (берёзовый)

Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это притяжательное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.

– Кто первый увидел берёзу (словесное одобрение дефектологом ребёнка).

– А где лежат опавшие листья (на земле)

– Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!

– Ребята, прислушайтесь, кто это шуршит в листве?

Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка, который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.

II. Основная часть

Цель: получение новых знаний, умений; развитие мелкой моторики и осязания.

Время: 11 минут.

Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).

Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.

Ё ж:

– Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?

Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)

Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации.

(Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания).

Ё ж:

– Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?

– Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?

Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).

Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением вперёд.

Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.

Ё ж:

– А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?

Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).

Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.

(Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус. Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подготовлены дополнительные образцы).

Ё ж:

– Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! Но чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?

Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).

Цель: развитие общей моторики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.

(Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами).

Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.

Ё ж:

– Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)

– Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?

(Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне).

Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).

Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия.

– Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)

( Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам: ствол, ветви, листья/иголки).

III. Итог

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.

Время: 2 минуты.

– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!

Ё ж:

– Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!

Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад. ( Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).

– Вот мы и вернулись в свою группу.

– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным? (Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.)

–Молодцы! Какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Путешествие по группе «Пчелка».Путешествие по группе «Пчелка». Предлагаю вашему вниманию оформление нашей группы. Дети этой группы c нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети с нарушениями опорно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лес. Деревья». Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания
Опубликовано: 1 июля 2014 в 23:35
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Лес. Деревья». Конспект НОД по развитию мелкой моторики и осязания» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дудорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД