Туяра Дегтярева
НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое.
Цель: Приобщение дошкольников к обычаям и традициям родного края.
Задачи:
1. Образовательные:
- повторить и закрепить знания детей о якутской национальной культуре : якутской одежде, музыкальном инструменте хомусе, некоторых традициях;
2. Воспитательные:
Публикация «НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе „Расскажем иностранному гостю про Якутию“» размещена в разделах
- воспитывать интерес к народной культуре и традициям, дружеское отношение друг к другу.
3. Развивающие:
- развивать фантазию, творческое воображение, эстетический вкус.
Материалы к НОД:
- якутская национальная одежда, хомус, макеты деревьев, верёвочка для салама, ленточки на всех детей, игрушки – лошадки, коровы, листы бумаги на каждого ребёнка, ножницы, запись музыки (якутская песня «Якутяночка», игра на хомусе О. Подлужной).
Предварительная работа:
- посещение краеведческого музея д/с, чтение якутской сказки «старушка Бэйбэрикян с пятью коровами», рассматривание иллюстраций книг о якутии, знакомство с хомусом, одеждой якутов.
Ход НОД
Звучит музыка на якутском языке о Якутии.
Заходят дети старшей группы под музыку, садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: - Ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна) Месяц какой? (Май) День недели? (понедельник). А дату сегодняшнего дня может кто-нибудь назвать? 22 мая.
А вы знаете, дети, этот день – 22 мая, для якутов очень необычный, а особенный день. Сегодня в Николин день, во всей Якутии отмечают приход лета. В каждой семье обязательно на столе должны присутствовать блюдо из утки и якутские оладьи. По этому поводу я сегодня нарядилась, оделась в якутский национальный костюм и украшения.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится!
Приходит иностранец. На шее висит видеокамера.
Гость : Здравствуйте! А куда я это попал? В какую страну?
Воспитатель: Здравствуйте! А можно узнать, кто вы такой?
Гость : Я путешественник, люблю путешествовать по разным странам, и снимать кино про них. На этот раз я хотел посмотреть Северный Ледовитый океан, но видимо, я попал не туда.
Воспитатель: Дети, скажите нашему гостю куда он попал, где мы живём.
Дети: п. Светлый, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия).
Гость : Республика Саха говорите, ой как интересно. Значит, я буду снимать кино про вашу республику. А вы мне в этом поможете?
Дети: Конечно поможем.
Воспитатель: Тогда я предлагаю нам вместе с нашим гостем совершить маленькую экскурсию по нашей Якутии, еще зайдем в гости к бабушке Бэйбэрикян. Она очень гостеприимная, и всегда рада гостям.
Гость : А я все это дело буду снимать на своей видеокамере и может у меня получится фильм про вашу страну.
Воспитатель: Для начала послушаем, какие стихи знают про Якутию наши дети.
Ты прекрасна, Якутия,
Край загадок и чудес,
Здесь алмазы, золота
И густой зелёный лес.
Здесь пушистые туманы
И искристые снега,
Белоснежные барханы,
И в сияниях облака.
Здесь стада оленей диких
По бескрайней тундре бродят,
А в зелёных рощах тихих
Глухари свой танец водят.
Якутия, ты прекрасна
Первозданною красой,
Восхищаюсь тобой страстно,
Край суровый и простой!
Воспитатель: Что мы ещё можем рассказать про Якутию нашему гостю?
Дети: Наша республика входит в состав Российской Федерации. Столица – город Якутск, президент – Егор Борисов. У нас добывают много полезных ископаемых: алмазы, золото, природный газ, каменный уголь, серебро. Главный праздник якутов – Ысыах. Это обрядовый праздник встречи лета. Отмечается 25 июня.
Воспитатель: Отправляемся в путь. А чтобы по дороге нам скучно не было, у меня есть кое-что. (показывает хомус) Скажите что это?
Дети: Хомус.
Гость : А что такое хомус?
Дети: это якутский национальный музыкальный инструмент. Якутский хомус – древний музыкальный инструмент народов Якутии. Имеет форму подковы, изготавливается из железа.
Игра на хомусе воспитателя. «Копыта»
На что похожи эти звуки?
Дети: звук копыт.
Воспитатель: Конь является священным животным для якутов. Они считают, что их прародителем является конь, его почитают и называют Дьесегей.
Воспитатель: У нас в стане очень много известных хомусистов. Одна из них, Ольга Подлужная, в прошлом месяце выступила в шоу «Италия ищет таланты». Сейчас под её выступление поиграем в игру «Жеребята». Выполняем произвольные движения, имитируя движения жеребят.
Игра подвижная «Жеребята» под запись игры на хомусе Ольги Подлужной.
Идём дальше.
Видим вывеску «Выставка якутской одежды».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы пришли! А давайте сюда заглянем!
Выставка якутской одежды
Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о якутской одежде? Что мы можем рассказать нашему гостю?
Дети: Женщины одевают платье халадай, жакет, на голову надевают бастынга, нагрудное украшение илин кэбисэр, на руку – бегех.
Одеваем гостью.
Воспитатель: А давайте оденем нашу гостью как якутку.
Игра на хомусе, продолжаем путешествие.
Видим деревья, на ветках висит веревочка.
Гость : А куда это мы пришли? Что это за дерево?
Воспитатель: Это священное дерево якутов, называется Аал Луук мас. Ветви этого дерева доходят до неба. Оно обладает целебными свойствами: постояв возле Дерева жизни и люди, и животные оздоравливаются, набираются сил. Это дерево – символ дружбы и единения всех народов и символ их процветания. Предлагаю всем завязать ленточки на дереве и загадать желание.
Дети и гость завязывают ленточки на верёвочке.
Подходим к урасе бабушки Бэйбэрикян.
Бабушка сидит и вырезает игрушки их бересты.
Старушка Бэйбэрикян :
- Дорооболорун оголор! Здравствуйте дети!
Дети приветствуют старушку и усаживаются полукругом перед урасой.
Бэйбэрикян: Очень рада вас видеть. А вы вовремя пришли. Хотите узнать, чем я занимаюсь?
Ответы детей.
В наше врем, когда я была ребенком вроде вас, не было много магазинов и столько игрушек красивых как у вас, и родители сами мастерили нам игрушки. Я хочу познакомить вас с якутскими национальными игрушками. Вот, посмотрите на них. Возьмите, потрогайте их. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) и на что они похожи? (ответы детей)
Правильно, они изображали коров, быков и телят. Потому, что якутский народ почитает этих животных. А еще изображали людей, лошадей, оленей. Вот такими игрушками играли раньше якутские дети.
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас представим, то мы якутские мастера и вырежем и любимых коровушек бабушки Бэйбэрикян. Только вырезать будем не из бересты, а из бумаги.
Дети садятся за заранее приготовленные столы. На столе бумаги, рисунком имитирующие бересту, ножницы.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, у кого какая игрушка получилась. Покажем гостю нашему, чтобы он их поснимал. И подарим гостю на память о нашей стране.
Бэйэбэрикян: Спасибо дети вам, что заглянули ко мне в гости. Я очень рада и благодарна вам. От радости мне захотелось петь и приглашаю всех на осуохай.
Все становятся в круг и водят хоровод «Осуохай»
Гость : Спасибо ребята, за очень интересную экскурсию и за чудесные подарки. Я сейчас возвращаюсь домой и создам фильм, потом вам отправлю, чтобы вы посмотрели в группе. До свидания дети! (уходит)
Воспитатель: Ребята, а вам самим понравилась экскурсия? Что особенно запомнилось и понравилось? (ответы детей)