наталья беляева
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на веселой ярмарке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Народные промыслы на весёлой ярмарке»
Цель: Закреплять знания детей о народных промыслах Подмосковья
Программные задачи:
1. Познавательные :
- приобщать к культуре Подмосковья посредством ознакомления с народными промыслами, фольклором, традициями родного края.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Народные промыслы на веселой ярмарке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
-закреплять умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора.
2. Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
3. Речевые:
-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Коробейники», «Богородска игрушка», «Загорска матрешка», «Павлопосадские платки», «Жостово»
4. Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами : «Гжель», «Богородска игрушка», «Загорска матрешка», «Павлопосадские платки», «Жостово» - рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; рисование элементов гжельской росписи на бумаге гуашевой краской синего цвета; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Платочек».
Материал: русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан, изделия русских народных промыслов : самовар, различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке; дидактическая игра «Собери узор»; аудиозаписи: хороводная русская народная музыка, песня «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявкого).
Ход ООД
Воспитатель вместе с детьми заходит в музыкальный зал.
Воспитатель: Вы, ребята проходите
И на стульчики садитесь.
Скажем: «Здравствуйте», гостям
Рады очень дети Вам!
(Дети рассаживаются на стулья)
Воспитатель: Знаю, любите друзья, сказки очень…
Вот и Я, сказку дивную скажу,
Вам про Марью расскажу!
Воспитатель рассказывает сказку:
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И затейница, была какая, мастерица удалая: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься! Стоило ей, какой чудный цветок увидеть, то сразу его на тарелочке нарисует. Где, какую птицу диковинную приметит, то тут же по изделиям птицы дивные летят. И прозвали ее за это
Марья - искусница.
И вот однажды…
Звучит русская народная музыка и заходит Марья –Искусница.
М-И: Какие нынче тарелочки дивные у меня вышли, залюбуешься!
Пойду на Ярмарку снесу, людей подивлю.
Марья-искусница идет с подносом, на котором лежат расписные тарелочки.
Спотыкается и тарелочки падают и «разбиваются»
М-И: Ой, как же так? Разбились моя любимая тарелочка.
Воспитатель: не печалься Марья-Искусница, мы с ребятами поможем тебе.
М-И: Помогите мне: разбилась моя самая любимая тарелочка: на ней узоры были дивные, которые мне уже никогда не повторить. Осколки разлетелись по всей ярмарке, как их мне теперь найти?
Воспитатель: вот тут мы тебе и поможем. Мы с ребятами отправимся на ярмарку и разыщем твои осколочки. А потом склеим их волшебным клеем!
М-И: спасибо вам люди добрые!
Марья-Искусница уходит.
Звучит музыка «Русская Ярмарка», воспитатель с детьми проходит к столам, на которых расположилась «Ярмарка»
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, детки, тут красиво?
Аж, захватывает дух!
Нужно нам осколки отыскать,
У продавцов-коробейников всё разузнать!
Ребенок: Ой, честной народ
Собирайся, снаряжайся!
Вас весёлая ярмарка ждёт!
Приходите, на товар поглядите!
Ребенок: А какие товары у нас узнаете,
Если загадки отгадаете.
Ребенок: 1. Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)
2. Чашки, чайники и вазы:
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо,
Привезли купцы, откуда? (из Гжели)
3. В Подмосковье есть село.
Очень старое оно.
В нём игрушки деревянные живут.
За верёвочку дёрнешь – они оживут. (Богородская игрушка)
4. Городок тот недалек. Символ города – платок.
Набивным узором славится. Всему миру нравится.
Не платок – красота, всех красавиц – мечта.
Едут люди в городок.
Взглянуть …. на Павловский платок.
5. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. Матрёшка.
Воспитатель: ребята, а что это за товары, как их можно назвать!
Дети: товары народного промысла Подмосковья.
Воспитатель: Дорогие коробейники, помогите нам, мы ищем осколки расписной тарелочки.
Её Марья-Искусница расписала, да нечаянно разбила, а осколки разлетелись по ярмарке.
Ребенок: Мы нашли осколки ваши,
И тарелка будет краше,
Лучше прежнего сверкать
Если склеите опять!
Ребенок: Просто так осколки эти
Мы не отдадим, поверьте.
С нами нужно поиграть
И заданья выполнять.
Воспитатель: Хорошо согласны мы
Поиграем от души!
Воспитатель с детьми подходят к первому столу с Богородскими игрушками.
Ребенок: Вот вам первое заданье:
Богородские игрушки,
Вы по видам разложите,
Их по полкам разместите.
Д/И «Разложить Богородские игрушки по видам»
1. Игрушки на планках. 2. Игрушки-разводы. 3. Игрушки с балансом. 4. Игрушки дергуны. 5. Игрушки с кнопкой.
Воспитатель: ребята, почему игрушки называются Богородские?
Дети: история возникновения началась в селе Богородское.
Ребенок: Справились вы, молодцы!
Вот осколочек, держи!
Ребенок-коробейник отдает детям первый осколок от тарелки. Воспитатель с детьми подходят ко второму столу с Жостовскими подносами.
Ребенок: Вот задание второе:
Оно очень не простое.
Вот поднос, но он пустой.
А нужно сделать расписной.
Д/И «Составь Жостовский узор на подносе»
Детям предлагается составить узор из цветов на подносе по мотивам Жостовской росписи.
Воспитатель: расскажите, особенности Жостовской росписи.
Ребенок: Справились вы, молодцы!
Вот осколочек, держи!
Ребенок-коробейник отдает детям второй осколок от тарелки. Воспитатель с детьми подходят к третьему столу с Павлопосадскими платками.
Ребенок: А третья у нас игра
Веселитесь, детвора!
П/И «Платочек»
Дети встают в круг, водящий встает в середину круга у него в руках платочек. Ведущий-ребенок ходит по кругу под слова детей: Машенька с платочком ходила, и платочек свой уронила.
Ведущий роняет платок у ног выбранного им ребенка. Этот ребенок говорит слова: Я нашёл твой платок, попляши со мной разок! Ведущий и выбранный ребенок встают в круг и танцуют под аплодисменты детей.
Воспитатель: ребята, как называется этот русский народный платок?
Ребенок: Наигрались, молодцы!
Вот осколочек, держи!
Ребенок-коробейник отдаёт детям третий осколок от тарелки. Воспитатель с детьми подходят к четвёртому столу с Загорскими Матрешками.
Ребенок: Вот четвертое заданье,
Обратите все вниманье!
Загорские матрешки найдите
Правильно их соберите!
Д/И «Собери Загорские матрешки»
Дети должны выбрать из всех предлагаемых половинок матрёшек, Загорские и собрать их.
Воспитатель: а почему, матрешки назвали Матрешками?
Ребенок: Справились вы, молодцы!
Вот осколочек, держи!
Ребенок-коробейник отдаёт детям четвёртый осколок от тарелки. Воспитатель с детьми подходят к пятому столу с предметами Гжельской росписи.
Ребенок: Вот последнее заданье!
Здесь картинки разрезные
Все, красивые какие.
Вместе нужно их собрать,
Чтобы целое узнать!
Д/И «Разрезные картинки гжельской росписи»
Детям нужно собрать из разрезных картинок целую картину посуды гжельской росписи.
Воспитатель: какая отличительная особенность Гжельской росписи?
Ребенок: Справились вы, молодцы!
Последний осколочек, держи!
Воспитатель: Осколки все вместе нам нужно собрать
Вместе все склеить, не растерять.
Воспитатель вместе с детьми собирает осколки и получается тарелка с гжельской росписью.
Воспитатель: Вот мы и склеили дивную тарелку Марьи-Искусницы! Какая роспись украшает тарелку?
Дети: Гжельская роспись.
Воспитатель: Нужно позвать Марью-Искусницу и отдать ей тарелку.
М-И: Спасибо вам большое, ребята! Вы меня очень выручили. Сделали доброе дело! А за это я вас угощу леденцами на палочке.
Марья-Искусница угощает детей леденцами.