Вареня Анна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики. Счет в пределах 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
• Обучающие задачи:
• Закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели, времён года.
• Упражнять в счёте в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
• Упражнять в сравнении 5 предметов по размеру (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в страну математики, Счет в пределах 8“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
• Закрепить умения узнавать цифры от 1 до 8, знать их последовательность.
• Упражнять в умении решать элементарные задачи.
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их.
• Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху-внизу, над-под, слева-справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом и т. д.).
• Развивающие задачи :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
• Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстраций, демонстрационного и наглядного материала).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
Демонстрационный материал : «письмо», иллюстрация замка королевы математики, набор геометрических фигур (геометрическая мозаика, фланелеграф, набор предметов по 5 – 6 шт. для сравнения по размеру (длине, высоте, мяч для игры, «волшебная палочка», сундучок (коробка) с медалями, поощрениями.
Раздаточный материал : набор цифр на каждого ребенка, счетные палочки, веревочка, карандаши, картинка – фон.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями. Какие слова мы можем использовать – «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день».
Дети приветствуют друг друга и гостей.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три,
А теперь пойдем налево, раз, два, три,
В центре круга соберемся, раз, два, три,
И на место все вернемся, раз, два, три,
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнем!
Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом, далее воспитатель предлагает детям сесть на ковер.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое
адресовано детям старшей группы «Колобок». Наверное, это письмо для нас. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем письмо, и нам все станет ясно.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злая колдунья заколдовала всех жителей королевства – все цифры и все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все сложные задания. Королева Математики».
Воспитатель: Что же делать? Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (Да)
А вы точно справитесь с заданиями? (Да)
Тогда мы с вами отправимся в путешествие в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие?
Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на поезде. Подойдите к столу.
(На столе разложены изображения вагонов и различные геометрические фигуры)
Вагоны есть, а вот паровоза не хватает. Я предлагаю вам собрать паровоз из геометрических фигур по схеме.
Дети берут по одной геометрической фигуре, называют ее, по очереди собирают изображение паровоза.
Воспитатель: А теперь сядем в поезд и отправимся в путь.
Дети встают друг за другом. Игра «Поезд». Поезд останавливается у стола с изображением замка Королевы математики.
Воспитатель: Ребята, вот мыс вами и попали в страну математики. А вот и
Королева математики (рисунок, иллюстрация).
Королева (за нее говорит воспитатель) : Спасибо, что приняли мое приглашение.
Ваша помощь нам необходима. Я верю, что вы сможете выполнить все задания и расколдуете жителей моего королевства. Вот вам в подарок мячик, он поможет выполнить первое задание.
Игра с мячом «Ответьте правильно»
Воспитатель по очереди бросает детям мяч и задает вопрос. Дети отвечают.
1. Сколько частей суток вы знаете? (частей суток – четыре)
2. Назовите их (утро, день, вечер, ночь)
3. Как называется время суток, когда вы ложитесь спать? (день, ночь)
4. Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?
5. В какое время суток вас забирают из детского сада?
6. Сколько времени года вы знаете? (времени года – четыре)
7. Назовите их (осень, зима, весна, лето)
8. Какое сейчас время года? (зима)
9. Назовите осенние месяцы (декабрь, январь, февраль)
10. Назовите сколько дней в неделе?
11. Назовите дни недели (понедельник, вторник, среда и т. д.)
12. Какой сегодня день недели (понедельник)
13. Какой день недели будет завтра? (вторник)
14. Какой день будет после субботы? (воскресенье)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Продолжаем наше путешествие по стране математики.
Посмотрите, какой беспорядок в шкафу с игрушками.
Дети и воспитатель подходят к фланелеграфу и столу, на котором находятся изображения матрешек, карандашей, шариков (мячиков) разного размера (по 5).
Воспитатель: Давайте расставим игрушки по полочкам.
- На верхнюю полочку положим шарики (мячики, начиная с самого маленького по размеру.
Двое детей выполняют задание.
Воспитатель задает вопросы всем детям:
- Какой по размеру шарик (мячик) стоит первым? (маленький)
- Какой шарик (мячик) следующий? (немного побольше)
- Какой шарик (мячик) последний? (самый большой)
- Сосчитайте, сколько шариков (мячиков). (пять)
- Как сделать, чтоб их было четыре? (убрать один)
Один шарик (мячик) убирают на стол, остается четыре.
Воспитатель: Хорошо, на верхней полочке порядок.
- На полочку вторую, которая посередине, расставим матрешек, начиная с самой высокой.
Двое детей выполняют задание.
Воспитатель задает вопросы всем детям:
- Сколько матрешек мы расставили, сосчитайте. (пять)
- Какая матрешка стоит первой? (самая высокая)
- Какая матрешка стоит последней? (самая низкая)
- Где игрушек больше, на верхней или на средней полочке?
- Каких игрушек больше матрешек или шариков (мячиков?
(матрешек больше)
- На сколько матрешек больше? (на одну)
- Как сделать, чтоб игрушек стало поровну? (убрать одну
матрешку или добавить один шарик (мячик)
Дети добавляют шарик (мячик) игрушек становится поровну по пять.
Воспитатель: Вот и на двух полочках порядок. Осталось убрать карандаши.
-На нижнюю полочку положите карандаши, начиная с самого
короткого.
Двое детей выполняют задание.
Воспитатель задает вопросы всем детям:
- Сколько карандашей мы положили, сосчитайте. (пять)
- Какой карандаш лежит первый? (самый короткий)
- Какой карандаш следующий? (немного длиннее)
- Какой карандаш последний? (самый длинный)
- Какой карандаш длиннее синий или оранжевый? (синий)
- Как это можно узнать? (положить их рядом)
Воспитатель: Вот и с этим трудным заданием мы справились. Молодцы,
ребята! А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает (махи руками, как крыльями)
На лугу цветы считает (загибаем, считаем пальцы на руке)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать (качаем головой)
За день, за два и за месяц (разводим руки в стороны)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (махи руками, как крыльями)
Сосчитать бы не смогла (загибаем, считаем пальцы на руке)
Воспитатель: А нас ждет следующее задание. Давайте сядем за столы.
Воспитатель обращает внимание детей на разложенные на столах в беспорядке изображения цифр (раздаточный материал)
Воспитатель: Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна.
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить.
– Ребята, злая колдунья заколдовала все цифры, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшей к большей
(каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 8).
Воспитатель задает вопросы детям, дети отвечают:
- Вика (имя любого ребенка, назови цифры по порядку, так, как ты их расставила.
- Рита (имя любого ребенка, попробуй назвать цифры в обратном порядке - обратный счёт от 8 до 1.
Ребята, давайте проверим,
- Какую цифру вы поставили между цифрами 3 и 5;
- Какую цифру вы поставили между цифрами 6 и 8;
-Какую цифру вы поставили между цифрами 1 и 3;
-Какую цифру вы поставили между цифрами 4 и 6;
- Назовите соседей цифры 6, 2, 4.
Воспитатель: Молодцы! Правильно отвечали. Нас ждет следующее задание.
Я вам буду задавать задачки-загадки, а ответ вы мне будете показывать с помощью цифр. Самое главное условие- говорить нельзя, только показывать цифру.
Задачки – загадки
1. Сколько пальцев на одной руке? (5)
2. Сколько глаз у светофора? (3)
3. Сколько ушей у двух мышей? (4)
4. Сколько хвостов у двух котов? (2)
5. На тарелке лежало одно яблоко. Его разрезали на две части. Сколько теперь яблок на тарелке? (1) и др.
Воспитатель: Вы верно показали. Молодцы! И цифры помирились, даже помогли решить вам задачки. Цифры теперь можно убрать в конвертик.
Цифрам мы помогли. Но вот беда, геометрические фигуры забыли свои имена. Ребята, напомним фигурам, как их зовут?
Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
(Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают, а затем выкладывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке из счетных палочек.)
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
- Ребята, постройте из счетных палочек отгадку (треугольник).
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
- Ребята, постройте из счетных палочек отгадку (квадрат).
3. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья! (прямоугольник)
- Ребята, постройте из счетных палочек отгадку (прямоугольник).
4. Он похож на колесо,
А еще на букву О
По дороге катится
И в ромашке прячется
Нрав его совсем не крут
догадались? Это (круг)
- Ребята, а можно ли выложить из счетных палочек круг (нет). А из чего можно выложить круг? (вылепить из пластилина, выложить с помощью ниточки, веревочки). Выложите круг с помощью веревочки.
5. Катился круг и вдруг упал,
Бока себе чуть- чуть помял.
Фигуру эту я узнал
Был круг, а стал теперь. (овал).
- Ребята, выложите овал с помощью веревочки.
Воспитатель: Молодцы и это задание вы выполнили!
Королева математики очень любит рисовать. Раньше ее замок внутри был украшен картинами, но злая колдунья их украла, и в замке стало грустно и не уютно.
Давайте поможем Королеве и подарим ей картины.
Но рисовать мы будем необычным способом.
Давайте вспомним, где у вас правая рука, а где левая (показывают). Перед вами карандаши и бумага. (Раздается на каждого ребенка картинка-фон)
Воспитатель: И так, вы художники, а я ваш помощник.
Сейчас мы будем создавать картину.
Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны изобразить на этом месте.
- Под лавкой нарисуйте три цветочка,
- Между деревом и лавкой нарисуйте один гриб,
- В верхнем правом углу нарисуйте солнышко,
- Слева над деревом изобразите двух бабочек.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте поиграем. Выходите из-за столов.
Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злая колдунья специально кое-где оставила.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что неправильно – покачайте головой.
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
Воспитатель: Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
А нам ребята пора возвращаться в наш детский сад.
Королева вам очень благодарна за помощь.
Королева: Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злая колдунья, увидев, какие у меня помощники, улетела от нашего королевства далеко-далеко.
В благодарность, я хочу подарить вам волшебную палочку, которая поможет вам вернуться в детский сад. А там вас ждет сюрприз. Спасибо вам и до свидания!
Воспитатель: Раз два, три, повернись.
В детском саду очутись. (Взмахивает волшебной палочкой)
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Вот мы и в садике. Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего понравилось?
Какое задание показалось для вас самым интересным?
Что вам было особенно легко выполнять, что показалось трудным?
Сегодня все дети очень старались, но особенно активны были…
А вот и обещанный сюрприз. Королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок (коробочку) Взмахнем волшебной палочкой и откроем его.
(В сундучке сладкие гостинцы, печенье разной геометрической формы или медали)