Людмила Мамедова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Игра-путешествие в Древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 979.
НОД по познавательному развитию.
Игра- путешествие в Древнюю Русь.
Воспитатель
Мамедова Л. В.
Задачи.
Пополнить знания детей об истории своей Родины;
-приобщать к культуре и традициям русского народа;
-воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Игра-путешествие в Древнюю Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Предварительная работа. Беседа с детьми «Почему наша Родина называется Россия»; рассматривание картины В. М. Васнецова «Три Богатыря ; чтение былин о Русских Богатырях.
Материал. Карта России, карта Древней Руси, картины быта Древней Руси, часы; картина В. М. Васнецова «Три Богатыря», костюм русского богатыря; фланелеграф, перекладина, скамья- порог, картинка с изображением ключа, ключи, изготовленные из картона; портрет Ярослава Мудрого; ветка берёзки, запись песни «Берёзка».
Слава русской стороне! Я рассказывать начну
Слава русской старине! Чтобы дети знать могли
И про эту старину О делах родной земли.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и узнаем, как жили наши предки. Дети подходят к карте России, рассматривают, определяют какая огромная наша страна, как она называется. Воспитатель предлагает отправиться в Древнюю Русь. Для этого надо повернуть стрелки часов. В какую сторону надо повернуть стрелки? Да, чтобы оказаться в прошлом, мы стрелки поворачиваем назад. Я, поворачиваю стрелки, а вы закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя. Ребята, мы с вами оказались в прошлом. Давным-давно, люди жили небольшими селениями, обрабатывали землю, женщины собирали в лесу грибы, ягоды и лекарственные травы. Мужчины охотились на мелкого лесного зверя: белку, куницу, соболя, бобров. Место, где они жили, называлось - Древняя Русь. Скажите, почему нашу страну так называют?
(Раньше медведь был священным животным, его называли Россом. Позже это место стали называть «Рось»). А людей, которые там жили? (Росами). Это первое название. Кто скажет другое? (Это название маленькой реки Росса, около которой жили наши предки. Кто такие предки? (Это те, кто жили раньше нас). Название нашей Родины менялось со временем: сначала Рось, потом Русь, Россия. Дети и воспитатель рассматривают карту, находят реку Росса. Ещё нас называют славянами. Славяне - значит славные, хорошие люди. Жили они в деревянных домах. Зато, что дома были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Давайте мы с вами посмотрим, как выглядел дом изнутри. Для этого нам надо подобрать ключик. Перед детьми нарисованный замок с ключом и несколько разных ключей. (Дети находят нужный ключ и открывают замок). Впереди препятствие (надо нагнуться и одновременно перешагнуть через порог). Как вы думаете, почему мы так вошли в дом? (Ответы детей). Порог был высоким, чтобы холод не шёл в дом. А дверь низкая, чтобы люди входили с поклоном. Дети рассматривают картинки быта. Главной в доме была русская печка, люди готовили в ней и спали на печке. Какие вы знаете сказки с участием печки? («По щучьему велению», «Гуси- лебеди»).
Ребята, люди вначале жили маленькими племенами, тогда же жил князь Ярослав Мудрый (воспитатель показывает его портрет). Он стал объединять маленькие племена в большие, чтобы легче было защищаться от врагов. В то время жили воинственные племена, которые постоянно воевали. Воспитатель каждому дает по тонкой палочке, предлагает им её сломать. Потом дает небольшой пучок палочек одному из детей, который сломать сложно. Вывод: по - одному сломать легко, а когда много - трудно. Ярослав был очень умным и справедливым человеком. Он заботился о своём народе, защищал государство от врагов. За это его и прозвали Ярославом Мудрым. Деревни стали разрастаться, превращаться в города. Главным городом тогда был Киев (воспитатель показывает на картинке город).
Наша Русь славилась богатырями. Посмотрите на картину В. Васнецова. Как она называется? («Три богатыря»). Назовите их? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Какими они были? (Сильными, храбрыми, мужественными, смелыми). Посмотрите, у нас есть костюм богатыря. (Дети рассматривают костюм). А вы хотите превратиться в богатырей?
ФИЗ. МИНУТКА
Дружно встали раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек
И направо и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце- руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Теперь давайте попрощаемся с нашими богатырями. Посмотрите сюда, нас к себе в гости зовёт наша красавица «Русская берёзка». Дети рассматривают веточки берёзы. Берёза- это один из символов России. Её все любят, из её почек делают лекарство, из веточек делают веночки на голову, вокруг берёзы водят хоровод. Давайте с вами возьмёмся за руки и поводим хоровод. Звучит музыка.
Ребята, где мы с вами побывали? (В Древней Руси). Что мы узнали? (Почему нашу родину называют Россия, как жили раньше люди).
А теперь пора домой. Для этого нам надо повернуть стрелки, но в какую сторону, правильно вперёд в будущее. А вы закройте глазки повернитесь вокруг себя и мы возвращаемся домой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ; Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст. группа- Волгоград : Учитель,2011.
2. Капустина Г. Ю., Смирнова Т. В., Коршунова Е., А., Филиппова Т., Ю. «Знакомим детей с родной страной». Международная педагогическая академия. М., 2009г.
3. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007 г.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- 2 изд. – СПб: Детство- Пресс, 1988.
5.«Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств / Авт. - сост. Натарова В. И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.