Оксана Матлак
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность в природе)
Тема: «Тайны снега и льда»
Цель: Развитие познавательной и исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей о характерных особенностях зимней природы,
расширять представления детей о свойствах снега и льда;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Развивающие :
развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
развивать связную речь, умение рассуждать, сравнивать качества льда и снега;
развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; любознательность; аккуратность; желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Материалы и оборудование:
Две куклы, карточки «Свойства снега и льда», снег, кусочки льда, ложечки, тарелочки, салфетки, емкости под снег и лед, емкости с водой, техническое оборудование.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли куклы - Миша и Маша. Поздоровайтесь с ними, возьмите их за ручку. Что вы заметили? (ответы детей)
- Правильно, у Маши руки холодные, а у Миши теплые. Почему? (ответы детей)
- Да. У куклы Маши ручки холодные, потому что она одета в летнее платье, а у куклы Миши ручки теплые, потому что он одет тепло.
- а почему Миша одет в теплую одежду?
Ответы детей: Миша одет тепло, потому что на улице зима.
- Кукла Маша не знает, что такое зима, давайте, мы ей расскажем, что мы знаем о зиме.
Ответы детей:
- Зимой холодно, идет снег и покрывает все землю. Дети играют в снежки, катаются на санках, на лыжах и коньках, строят снежные горки и крепости.
- Зимой реки покрываются льдом. А если поднимается сильный ветер, начинается метель. Птицы улетают в теплые края, а некоторые животные впадают в спячку.
Основная часть
- Ребята, посмотрите, Миша принес нам что-то (вносится ведерко со снегом и кусочки льда, что же это? (дети говорят, что это снег и лед)
Я предлагаю вам узнать, что такое снег и что такое лед, что они из себя представляют, что за тайны есть у снега и льда, и поиграть со снегом и льдом. Заодно и наши куклы посмотрят и узнают, что же это такое – лед и снег.
Дети проходят за столы для опытов
На столе в тарелочке комочки снега и кусочки льда
-А я предлагаю вам проверить снег и лед.
• По прочности
Потрогайте пальчиком снег и лед, и скажите какой снег, какой лед?
Снег - мягкий. А лед – твердый.
• По цвету
А сейчас мы узнаем, какого цвета снег и лед.
Возьмите кусочки цветной бумажки и подложите под снег и лед.
-Что мы видим?
-Снег не прозрачный, а лед - прозрачный сквозь его видно бумажку.
• Из чего состоит
- Ребята, вы знаете, что лед и снег – это замерзшая вода?
А теперь потрогайте снег и лед рукой. Какой он? (холодный)
- Возьмите каждый по стаканчику с водой. Потрогайте, какая она? (теплая)
-Как вы думаете, что будет, если снег и лед опустить в воду? (растает)
Положите в один стакан ложечкой снег, а в другой лед и посмотрим, что быстрее растает?
- Ну что, замерзли ручки? Вытирайте ручки салфетками и пойдемте, погреемся.
Проводится подвижно- жестовая игра «Согревалочка». Дети выполняют движения по тексту.
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки,
Ножки тоже мы согреем
И потопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились!
Воспитатель: Согрелись?
–А теперь давайте заглянем в стаканчики.
- Что вы видите? (Лед и снег растаяли, превратились в воду)
-Снег растаял быстрее, чем лед.
Заключительная часть.
-Молодцы. Вам интересно было играть со снегом и льдом?
-а какие тайны мы сегодня с вами узнали про снег и лед? (дети рассказывают, что узнали и вместе с воспитателем делают вывод)
Вывод: снег мягкий, легкий, белый и в тепле превращается в воду. Снег – это замороженная вода. Лед прозрачный, гладкий, холодный, в тепле превращается в воду. Лед – это замороженная вода.
- а чем они отличаются?
-Снег мягкий, а лед…
-Снег белый, а лед…
-Снег легкий, а лед…
Итог:
- Ребята, куклам очень понравилось у вас, они тоже узнали много интересного про снег и лед, и приготовили вам подарки – вот эти раскраски про зиму, им пора возвращаться к себе домой, давайте поблагодарим их и скажем им до свиданья.