Акжигитова Айшат
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием квест-технологии в подготовительной группе «Необычное в обычном»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела : воспитатель 1 квалификационной категории Акжигитова А. М.
МБДОУ Д/С №3 г. Каменки Каменского района Пензенской области
Цель: развивать у детей познавательную активность и интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие :
- продолжать формировать умение детей получать знания о свойствах предметов через исследование и экспериментирование;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием квест-технологии в подготовительной группе „Необычное в обычном“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- закреплять знания детей о животных разных природных зон и моря; о магнетизме; о фильтровании воды, свойствах бумаги, о вулкане.
Речевое развитие :
- продолжить формировать умение делать выводы и последовательно излагать в речи свои действия, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
- способствовать обогащению и активизации словаря (воронка, фильтрование, вулкан, волонтер).
Социально-коммуникативное развитие :
- предоставить детям возможность ощутить себя в роли волонтера – человека, бескорыстно помогающего нуждающимся;
- развивать умение работать в парах, договариваться;
- воспитывать отзывчивость, доброту, бережное отношение к родной земле.
Физическое развитие :
-развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей, мелкую моторику в процессе исследовательских действий.
Методы и приё мы: экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Материалы к занятию: глобус; сундук, закрытый на замок, игрушка паук, паутина, магнит, ключ, конверт с письмом, зеркало, карта с обозначениями мест опасности, корзина, сачки, мешок для мусора, пустые бутылочки, таз с загрязнённой водой; фильтры из ваты и марли (бинта, воронки, бутылочки для фильтрования воды,; макет пустыни, севера, смешанного леса и моря; кувшинки, сделанные из бумаги, тарелочки с водой (одна на пару детей); буквы для магнитной доски и магнитная доска; макет вулкана, сода, краситель, лимонная кислота для приготовления лавы, видеозапись-сообщение от жителей Горной страны, значки-эмблемы юного волонтера.
Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, магнитом. Знакомство с обитателями природных зон и моря; с явлением магнетизма, вулканом. Обсуждение правил поведения в группе во время эксперимента.
Ход занятия:
-Беру глобус, рассматриваю:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
-Какая все-таки интересная наша планета. Посмотришь на глобус, здесь есть все: и леса, и моря, и горы… Только вот как определить, что и как обозначено?
(Голубой-реки и моря. Желтый – пустыни, зеленый леса, коричневый – горы).
-Ребята, как бы мне хотелось совершить путешествие в чудесную сказочную страну, где тоже есть и моря, и горы, и леса. В этой стране с помощью обычных предметов можно совершить что-то необычное. А вам?
Тогда в путь…
Наталкиваемся на большой ящик, на котором висит замок.
-Смотрите, что это?
-Интересно, что там внутри? (предположения детей)
-Здесь замок. А где же ключ? (находим рядом с сундуком паука с ключом)
-Кто его охраняет? (паук)
-Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой?
(с помощью магнита).
-Правильно! Какое свойство магнита поможет в этом? (Магнит притягивает к себе металлические предметы)
Недалеко от паука находим магнит.
Достаем ключ, открываем сундук и находим конверт с письмом.
-Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем, посмотрим, а вдруг там что-то важное. (Открываем).
- Посмотрите, странное какое-то письмо. Кто-нибудь сможет прочитать? «!ЕТИГОМОП». Да, написано так загадочно Как- будто буквы перевернули наоборот. Как же мы сможем его прочесть? (ответы детей) Оказывается такое письмо можно прочитать, если подставить лист к свету в окне. Читаем. Дети, а как бы мы его прочитали, если за окном темно? Какие еще есть источники света? (Фонарик, лампа) А я знаю еще один способ. В сундуке есть предмет, которые нам поможет. (Зеркало)
Ребята, нам поможет зеркало, потому что в нем все отражается наоборот, как будто в перевернутом виде. Нужно только подставить зеркало к листу бумаги.
(читаем письмо). «ПОМОГИТЕ!»
- Ребята, но кому мы должны с вами помочь?
Звучит сначала музыка. Потом на экране появляется изображение жителей Горной страны.
«Здравствуйте, дети! Нашу волшебную страну заколдовали. Всё перепуталось так, что всё живое стало гибнуть. А нашего Горного Короля превратили в огромный камень. Помогите нам! Расколдуйте нашу страну! А чтобы вам было легче, возьмите с собой карту. На ней и отмечены места опасности.»
- Посмотрите ребята, а вот и карта тех мест, где необходима наша помощь. Но в сундуке есть ещё много интересного. Подумайте, что мы должны взять с собой, что нам может понадобиться для спасения волшебной страны?
(Берем корзинку и кладем в неё сачки, мешок для сбора мусора, бутылочки).
Рассматриваем карту
- Интересно, куда ведёт нас дорога? Смотрите первый указатель опасности на карте-это круги разного цвета. Что бы это значило, как вы считаете? ( предположения детей: «пустыня», «лес», «север»).
- Да, ребята, что-то в этой стране, не так, слышите, как здесь тихо, даже нет пения птиц.
Идем и наталкиваемся на макет природных зон, где животные перепутаны.
-Смотрите, перед нами будто ожили места из глобуса. (Если дети не заметят ошибок, говорю сама)
-Ребята, присмотритесь, ведь карта нам подсказала опасность, в чем она? (животные перепутаны)
- Злой колдун постарался навредить. Посмотрите, он переселил всех жителей, перепутал им дома. Нужно спешить, иначе животные могут погибнуть. Из-за чего обитатели одной природной зоны не смогут выжить в другой. (Их образ жизни не приспособлен к другим условиям обитания)
Дети распределяют животных по месту обитания и возвращают каждого в свою природную зону.
(Рассматриваем карту, где изображено следующее место опасности – река, идем дальше)
А вот и река! Но что с ней не так? (грязная)
-Нужно срочно очистить воду и спасти всех подводных жителей.
Задание2. Очищение реки.
-Предлагаю вам очистить речку сначала от крупного мусора. Как будем действовать, чтобы не испачкать руки? (возьмем сачки)
Используем сачки и мешок для мусора.
- Мусор из реки мы убрали, но вода по-прежнему грязная. Как же быть? (предположения детей)
- Попробуем отфильтровать воду. Что можно использовать в качестве фильтра?
-В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.
Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод: при фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось очистить полностью, на фильтре видны следы грязи.).
Воспитатель предлагает детям набрать чистой воды в бутылочки и взять её с собой.
Рассматриваем карту, идем дальше
-Посмотрите, что это? Болото с кувшинками. На карте бутоны кувшинок раскрытые, а у нас на болоте они закрыты.
Закрытые бутоны цветов лежат на столе.
Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Где растут кувшинки? (на воде)
-Мы с вами можем сделать для них маленькие водоемы, а понадобится нам наша очищенная вода в бутылочках.
Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.
-Почему так произошло с лепестками? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелой и рыхлой, и лепестки раскрываются).
(В каждом цветке ребенок находит по одной букве; они напечатаны на внутренней стороне листа кувшинки, каждая найденная и прочитанная буква записывается воспитателем, из всех букв собирают слово «вулкан»)
- Догадались ребята, с помощью чего мы сможем спасти волшебную страну? (с помощью вулкана). А что такое вулкан? (Это гора, внутри которой находится горячая жидкость – лава. Вулкан просыпается и происходит его извержение в результате взаимодействия разных веществ. Для сравнения можно привести такой пример: если вы взболтаете бутылку с любым газированным напитком, а затем откроете, то содержимое очень бурно польётся наружу.)
- Да, наверное, в момент, когда проснется вулкан у подножия замка Горного Короля, колдовство потеряет свою волшебную силу. Король вернётся в свой прежний облик и всё встанет на свои места.
Находим по карте вулкан.
Ребята, кто знает, как разбудить вулкан? (налить в отверстие вулкана воды)
Задание 4. «Извержение вулкана».
Заранее воспитатель по определенной формуле приготавливает лаву.
Правильно. Наливаем в жерло вулкана оставшуюся в бутылочке очищенную воду.
-Чтобы злое колдовство исчезло, проговаривайте про себя все волшебные и добрые слова, которые вы знаете.
Наблюдаем извержение вулкана.
После того, как вулкан проснулся, звучит музыка с пением птиц.
Загорается экран. Появляются жители Горной страны.
«Дорогие ребята! Вы победили злого Колдуна и спасли всех жителей Горной страны. Наступил мир и покой в нашей сказочной стране. Спасибо вам!»
-Дети, мы с вами помогали жителям горной страны совершенно бескорыстно. А вы знаете, что людей, которые оказывают любую помощь нуждающимся, называют красивым словом – волонтеры. Таковыми оказались и вы сегодня. Молодцы!
- А в благодарность за ваши знания, умения и доброе сердце я дарю вам значки-эмблемы юного волонтера…Выбирайте, какой больше нравится.
- Кому мы помогали сегодня?
- Что больше всего запомнилось, было интересным?
- Еще раз спасибо вам, ребята! Я уверена, что ваши добрые поступки помогут сделать мир вокруг нас красивее.