Людмила Разукова
Конспект НОД по познавательному развитию «Маленькие астрономы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе «Маленькие астрономы»
Цель: Дать детям понятия, что такое «Зодиак» и «Созвездие зодиака». Дать элементарное представление о том, что такое звезды.
Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Маленькие астрономы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
1. Формировать умение детей с помощью линий (прямая, волнистая, изломанная, прерывистая) передавать характеристики образа созвездий.
Учить делать выводы. Развивать логическое мышление, любознательность.
Учить детей изображать созвездия в аппликации («Познание»);
2. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным предложением, расширять словарный запас («Коммуникация»);
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу («Социализация»);
4. Развивать самостоятельность, активность, познавательный интерес;
5. Развивать пространственное воображение;
6. Совершенствовать певческий голос. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен («Музыка»);
7. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
8. Формировать умение вырезать звезды разными способами;
9. Развивать чувство композиции (соблюдать пропорции изображаемых предметов);
10. Развивать артистизм и эмоциональность, получать удовольствие от творческой деятельности и самовыражения.
Предварительная работа:
1. Беседа о Вселенной, о звездах, созвездиях и знаках зодиака;
2. Рисование звездного неба, вырезание звезд;
3. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне»;
4. Чтение детской энциклопедии;
5. Рассматривание созвездий – зодиака.
Материал: Презентация «Маленькие астрономы»; клей-карандаш, салфетки, простой карандаш, бумага черного и желтого цвета, образцы созвездий зодиака, звезды на каждого.
Логика НОД
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
(дети здороваются)
-Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
(дети - хорошее, радостное, веселое, шутливое, озорное, игривое, смешливое)
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение :
"Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. "
- Ну что, подарили друг другу хорошее настроение? Давайте теперь подарим хорошее настроение нашим гостям и улыбнемся им.
Молодцы!
- А теперь прошу вас занять свои места.
(дети проходят на свои места и садятся)
на экране звездное небо. Звучит музыка (слайд №1)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Вселенной, по загадочному космическому пространству. В ясную ночь на небе можно увидеть около трех тысяч звезд. Давайте посмотрим на звездное небо и помечтаем.
1 ребенок: Как хорошо сидеть, мечтать
На небо звездное смотря
Задумываться, кем же стать,
Чтоб жизнь прожить не зря?
2 ребенок: Все! - сказал я твердо дома
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг земля Вселенная.
(ребенок надевает мантию, берет в руки телескоп)
Как заманчиво стать астрономом
Со Вселенной близко знакомым
Это было бы вовсе не дурно -
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием мира!
Обнаруживать "черные дыры"
И трактат сочинять непременно
"Изучайте глубины Вселенной!"
Песня "Колыбельная" на экране Млечный путь (слайд №2)
3 ребенок: Ой, ребята, посмотрите
Черный бархат неба
Звездами расшит
Светлая дорожка
По небу бежит
От края и до края
Стелется легко
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Астроном : Что вы! Нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку
Мы звездную систему
Свою так видим сбоку
Мы так свою Галактику
Назвали Млечный путь
Простор для космонавтики
Запомни. Не забудь.
4 ребенок: Астроном скажет нам :
Что такое звезды!
Астроном : Что такое звезды?
Если спросят вас –
Отвечайте смело
Раскаленный газ
И еще добавьте, что притом всегда
Ядерный реактор – каждая звезда.
5 ребенок: Как здорово! Звезды на небе,
Все небо для нас.
Звезды поют нам свой
Звездный романс!
Ты только взгляни,
Как прекрасны они.
Думать о нас, наши тайны хранить
Как удивительно звездами быть.
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы очень хорошо рассказали про звезды.
- А почему же они кажутся нам такими маленькими?
(потому что они находятся далеко от нас)
- Все ли звезды одинаково светятся?
(звезды бывают яркие, а бывают едва заметными) (слайд №3)
- Какие бывают звезды?
(звезды бывают гиганты, бывают карлики, молодые и старые)
- Все ли звезды одинакового цвета?
(есть голубые, белые, желтые, оранжевые и красные)
- Что такое звезды?
(звезды – это огромные шары из раскаленных газов. Но раскалены они не одинаково. Самые горячие светятся голубым светом, немного холоднее – белым. Еще холоднее – желтым. Потом оранжевым и красным)
- А какая звезда к нам ближе всего?
(это заезда – Солнце. Солнце дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле)
- Что заметили люди, когда наблюдали за звездами?
(люди заметили, что звезды движутся по небу не хаотично, а в строгом порядке)
- Вы очень много знаете о звездах, давайте теперь о них споем.
Песня «Звезды ночью»
на экране созвездия Большая и Малая Медведицы (слайд №4)
Воспитатель: (обращает внимание детей на экран) Ребята, а вы знаете, как эти созвездия называются? Давайте послушаем, что расскажут нам дети об этих созвездиях.
6 ребенок: Вот Медведица Большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом
А рядом тускло светится
Малая Медведица
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
7 ребенок: Мы однажды с папой ходили на рыбалку, сидели у костра и любовались звездами и папа сказал, что если потеряешься, то путь найти поможет Полярная звезда.
8 ребенок: Да, верно!
Есть в небе звездочка одна,
О ней вам расскажу.
Каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Ось на нее глядит земная
Ее назвали мы Полярной
И даже в море где-нибудь
Моряк по ней сверяет путь.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали об этих созвездиях. А знаете ли вы где находится Полярная звезда? На этот вопрос вы мне ответите после игры.
(предлагается детям поиграть в игру "Чья команда быстрее выложит созвездия Малой и Большой Медведицы")
(дети играют в игру "Чья команда быстрее выложит созвездия Малой и Большой Медведицы")
Воспитатель: (после игры) Ребята как же нам найти, где находится Полярная звезда?
( 1-ый вариант: если через две крайние звезды ковша Большой Медведицы провести прямую линию, к ручке ковша Малой Медведицы. она укажет на Полярную звезду.
2-ой вариант: Полярная звезда всегда находится на ручке ковша Малой Медведицы. Это самая яркая звезда).
- Значит эта звезда к какому созвездию принадлежит?
(к созвездию Малая Медведица)
- А куда указывает полярная звезда?
(на север)
- Молодцы! Проходите ребята на свои места.
на экране Зодиакальный круг (слайд №5)
9 ребенок: А я знаю, что на небе очень много разных созвездий, очертания которых напоминают зверей, птиц, разные предметы и даже людей.
Воспитатель: Ребята, а что такое созвездия?
(дети - это группы звезд, соединенные воображаемыми линиями)
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а что такое "Зодиак" и что такое созвездия Зодиака?
- Не знаете? Я вам сейчас расскажу. "Зодиак" - это слово, которое означает "пояс животных". А зодиакальный круг - это изображение знаков зодиака в определенном порядке по кругу.
- Сколько созвездий зодиака существует?
(дети - 12 созвездий зодиака)
Воспитатель: Правильно! Как 12 месяцев в году. И каждый знак зодиака соответствует своему месяцу в году.
- А вы знаете как они называются? А вот сейчас мы проверим, отгадайте мои загадки!
(дети отгадывают загадки)
Загадки о знаках зодиака с ответами
1. Кто рожден неугомонным,
Очень гордым и упорным?
Кто к друзьям излишне строг? -
Тот чей символ. (Козерог) (слайд №6)
2. Что за зимний знак веселый,
Воду лить всегда готовый?
Нам водицы не жалей,
Раз ты назван. (Водолей) (слайд №7)
3. Водный символ зодиака,
Скорпиона друг и Рака.
Но бывают неулыбы
Те, чей знак зовется. (Рыбы) (слайд №8)
4. Это властный знак Огня.
Он с барашками родня.
Смелый, неотступный воин.
Догадались? Это. (Овен) (слайд №9)
5. Кто рожден в апреле-май,
Рассудительным бывает.
И в работе удалец
Маленький бычок. (Телец) (слайд №10)
6. Вот с клешнями домосед,
Рыбкам добрый он сосед.
Это летний водный знак.
Как же он зовется? (Рак) (слайд №11)
7. Этот знак огня не зря
Взял манеры у царя.
Вырастет из детки шеф,
Коль она по знаку. (Лев) (слайд №12)
8.
9. Кто живет, не зная скуки,
Любит важные науки,
Терпелив, а нрав без гнева?
Догадались? - Это. (Дева) (слайд №13)
Кто, скажи, они по знаку?
Не затеют ссору, драку,
Но везде суют носы
Непослушные. (Весы) (слайд №14)
10. Он по знаку зодиака
Нравом чуть похож на Рака.
Ну а если разозлен,
То ужалит. (Скорпион) (слайд №15)
11. Кто родился ранним летом,
Может стать певцом, поэтом.
Вежливые продавцы
Те, чей символ. (Близнецы) (слайд №16)
12. У него есть лук и стрелы,
Все его поступки смелы.
А родился наш храбрец
Под созвездием. (Стрелец) (слайд №17)
- Молодцы!
- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру "живые картинки". Нужно изобразить созвездие - один показывает, а другие отгадывают.
- Спасибо, ребята! Молодцы!
- А вы знаете ребята, под каким созвездием вы родились?
(дети называют)
- Замечательно! Тогда предлагаю вам выполнить аппликацию "Мое созвездие"
- Подумайте хорошенько, что вам необходимо для работы, спокойно подойдите и возьмите необходимый материал.
Будьте внимательны, сосредоточьтесь, не отвлекайтесь. Приступайте к работе.
(дети работают)
- Молодцы, ребята, справились отлично с работой. Покажите свои созвездия. Прекрасно!
- Уважаемые гости, мы с ребятами приготовили вам подарки. И хотим вам сейчас их вручить.
- Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по загадочному космическому пространству. (слайд №18)