Валентина Синельникова
НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Саратовский край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: «Саратовский край родной»
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края; расширить и закрепить знания детей о природе родного края.
2. Развивающие задачи; развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Саратовский край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
3. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду.
Методы и приемы:
метод витагенного опыта (жизненный опыт детей, активизация словаря, художественное слово, загадки, дидактические игры,использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа:
наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Поволжье край родной», чтение сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами, составление рассказов на тему: «Где мы живем?», рисунки совместно с родителями нарисованные на тему:»Мой край родной», изготовление газеты.
Материалы:
Карта, иллюстрации с изображением животных и растений, и рыб, стол с письмами
Ход занятия.
1. Воспитатель: - Сегодня ребята, у нас будет очень интересное занятие. Мы его посвятим нашему родному краю – Саратовской области. Предлагаю сыграть в телевизионную игру «Хочу знать».Мы будем выполнять интересные задания, узнаем много нового о нашем крае.
Вот мы с вами начинаем передачу. Вы разделитесь на корреспондентов и зрителей. А я – ведущая.
В. – Посмотрите, сколько пришло писем с вопросами к нам на передачу. Многие хотят узнать о нашем Саратовском крае.
Первое письмо пришло от Снегиревой Кристины из города Уфа. В своем письме она спрашивает: «Как называется ваша область и в каком городе вы живете»?
На этот вопрос даст ответ мой корреспондент, Кадукова Светлана.
Света - Наша область называется Саратовская /показ по карте/и город области Саратовым. По всей территории нашего Саратовского края протекает самая большая и полноводная река – Волга. /показ картинки/Волга делит нашу область на две части на правобережье и левобережье. В Саратовской области много разных районов. Один из них это наш Аркадакский район с городом Аркадаком /показ/ название наш город получил реке Аркадачка. Которая протекает у нас /показ/
В – Спасибо. А теперь сделаем небольшой отдых
Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Воспитатель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется – Аркадак, Саратовский край.
Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: -Саратовская область.
Воспитатель:- Да, мы с вами живём в Саратовской области,
для нас он родной.
Саратовский край родной, на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край Саратовский милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Воспитатель: - А где на карте расположена Саратовская область/дети показывают/
Воспитатель: - Много разных районов находится в Саратовской области
Как же называется наш район?
Дети: - Аркадакский район
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Аркадакский район на карте Саратовской области
(Дети показывают)
Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Аркадакский район?
Дети: - Потому, что находится на реке Аркадачка.
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены изображение животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра. ?
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Саратовской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Беседа о заповедных местах нашего края.
Заповедники Саратовской области
Национальный парк "Хвалынский"
Территория парка расположена в северо-восточной части Саратовского Правобережья в Хвалынском районе. Крупных рек на территории национального парка нет. К востоку от его территории расположено Саратовское водохранилище, в которое впадает множество мелких ручьев, питаемых грунтовыми водами.
Практически весь набор экосистем, сохраняемых в национальном парке - сосновые и дубовые леса, фрагменты степей, сообщества меловых обнажений и др. - представляют собой ценные для изучения и охраны ботанические объекты.
На территории парка встречаются заяц-русак, бобр, лисица, волк, барсук, хорьки лесной и степной, европейская норка, лесная куница, лось, косуля, кабан. Довольно богата орнитофауна парка. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
3. Воспитатель: - Наше путешествие окончено.
- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?
Дети: - Мы путешествовали по родному краю.
Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания!
- Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы.