Надежда Стробогатова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Кто из нас важней?»
▼ Скачать + Заказать документы
(Некоторые фрагменты конспекта были позаимствованы у коллег, большое спасибо! Посмотрите, что получилось у нас и оцените нашу работу).
Программное содержание.
• Систематизировать и уточнить знания о свойствах дерева и металла.
• Продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, смекалку
• Учить детей разрешать противоречия.
• Активизировать словарь детей (гладкий - шершавый, холодный -теплый, прочный - хрупкий, тяжелый - легкий)
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Кто из нас важней?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Демонстрационный материал : посылка, 2 коробки, гвоздь, карандаш, куклы, картинка с изображением реки
Раздаточный материал:
металлические пластины, деревянные бруски; палочки, гвозди; ванночки с водой, свеча, спички, эмблемы.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад пришел почтальон и принёс посылку. На посылке было написано, что она для нашей группы.
Давайте её откроем. (в ней лежит 2 коробки и письмо)
«Дорогие ребята, если вы отгадаете наши загадки, то узнаете, что лежит в коробках. Винтик и Шпуньтик.»
Серый Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом проведет,
Там след кладет
(карандаш)
Металлический Антошка
Он на очень длинной ножке
По головке постучишь
Что-нибудь и смастеришь
(гвоздь)
Воспитатель. Молодцы ребята загадки отгадали. А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.
Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
Дети. Нет
Воспитатель. Можно узнать по запаху?
Дети. Нет
Воспитатель. Как же нам узнать?
Дети. Можно посмотреть.
Воспитатель. Вот они гвоздь и карандаш
(Над ширмой появляются куклы – гвоздь и карандаш. Они спорят.)
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько вещей делают из дерева.
Гвоздь: Нет, я главней из металла гораздо больше вещей делают.
Воспитатель. Подождите, подождите, о чем у вас спор.
Куклы. Ой, здравствуйте ребята,
Мы с карандашом большие друзья
Но не можем никак решить кто из нас прав
Гвоздь. Я говорю, что из металла делают много нужных вещей
Карандаш. А я говорю, что из дерева делают нужные вещи.
Воспитатель. Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
Посмотрите на экран и назовите, какие предметы делают из дерева?
Слайд № 1 (деревянные предметы)
Воспитатель. А какие предметы делают из металла?
Слайд № 2 (металлические предметы)
Воспитатель. Вот видите, сколько нужных предметов делают и из дерева и из металла. Поэтому вы оба правы.
Дид. игра «Чудесный мешочек» (дети поочерёдно на ощупь определяют по одному предмету и выкладывают на стол, в результате игры на столе появляются деревянные и металлические предметы. Детям дается задание: разделиться на две группы и рассортировать предметы.
Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).
Подводим итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.
Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)
Стругаю палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.
Проделываю тоже с металлической палочкой.
Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.
Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?
Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются, что металл тонет, а дерево нет.
Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево легкое, а металл тяжелый.
Воспитатель. Сейчас возьмите в руки деревянную палочку. Попробуйте сломать её. Теперь попробуйте сломать гвоздь. Почему палочка сломалась?
Дети. Палочка - хрупкая
Воспитатель. Почему не сломался гвоздь?
Дети. Гвоздь – прочный
Значит дерево – хрупкое, а металл – прочный.
Воспитатель. Ребята подумайте и скажите, что случиться, если мы палочку поднесем к огню?
Дети. Палочка – загорелась
Воспитатель. Что случиться, если мы гвоздь поднесем к огню?
Дети. Гвоздь нагрелся.
Значит, дерево горит, а металл нагревается.
Воспитатель. Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то, что вы уже знали о дереве и металле.
Давайте ещё раз назовем свойства дерева и металла.
Дети. Дерево – шероховатое, теплое, легкое, хрупкое, горит
Металл- гладкий, холодный, тяжелый, прочный, нагревается.
Воспитатель. Вот поэтому люди, зная свойства дерева и металла стали одни вещи делать из дерева, а другие из металла.
Воспитатель. Молодцы. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физ. минутка "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Куклы. Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем сориться.
Воспитатель. Пока мы отдыхали, наши друзья решили прогуляться. Давайте ребята сядем на стульчики и посмотрим, куда они отправились.
Воспитатель. Шли, они шли и дошли до реки. Карандаш обрадовался.
Куклы. Переплывем на тот берег, освежимся.
Воспитатель. Обрадовался карандаш, а гвоздь приуныл.
Почему гвоздь приуныл?
Дети. Он может утонуть.
Воспитатель. Как же ему перебраться на другой берег?
Дети. Его может перевести карандаш.
Воспитатель. Так наши друзья и поступили. И перебрались на другой берег.
Куклы. Как я устал, а я есть очень хочу. Давай сварим уху. Я пойду рыбу ловить, и я пойду. А кто будет костер разводить?
Воспитатель. Ребята давайте подскажем нашим друзьям. Кому нужно костер разводить. А кто пойдет рыбу ловить.
Дети. Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.
Дид. игра: «Поможем друзьям» (дети делятся на две команды; одна команда помогает карандашу ловить рыбу, другая помогает гвоздю разводить костер).
Воспитатель. Наловили друзья рыбы, развели костер, сварили уху. Поели, отдохнули и видят день клониться к вечеру, пора возвращаться домой.
Куклы. Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо вам ребята за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. А сейчас нам пора прощаться и на прощания мы хотим вам подарить вот эти эмблемы, чтобы вы нас не забывали. До свидания!
Воспитатель. Вот и закончилось путешествие наших друзей. Наше занятие тоже подходит к концу. Что вам понравилось? Что запомнилось? Какие были трудности? Какое у вас настроение?
Воспитатель. У меня тоже хорошее настроение, потому что вы порадовали меня вашими знаниями, успехами, стараниями!