МААМ-картинки

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом»

Наталья Пахомова
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство с русским народным женским костюмом».

( Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна. Подготовительная группа 6- 7 лет).

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа.

Задачи: поддерживать интерес к национальной одежде, познакомить с русской старинной одеждой (понёвный комплекс, уточнить детали одежды. Поддерживать желание самостоятельно читать, формировать умение менять силу и высоту голоса, темпа речи. Продолжать знакомить с новыми словами (понёва, завеска, покромка, кичка, кокошник). Приобщать к традиционной русской культуре на основе активного использования малых форм фольклора (народные поговорки, пословицы, загадки). Знакомство с традициями изготовления кукол-самокруток из ткани. Самореализация в процессе практической деятельности. Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление кукол-самокруток из ткани. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Темочки:

Материал: русский народный женский костюм Воронежской области, кукла в русском народном костюме, атрибуты к игре «Прочти и покажи части народного костюма», загадки, скороговорки, пословицы, мультимедиа (ткацкий станок, прялка, плетение лаптей, вышивание, вязание, ткань, вата, нитки, запись

Словарная работа: обогащение словаря (понёва, завеска, покромка, кичка, кокошник).

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная.

Детей встречает педагог в русском народном костюме.

- Здравствуйте ребята!

Как вы сегодня

красиво одеты!

А что вы скажите про мой наряд?

(Он необычный, красивый, сказочный)

- Да, он необычный. Это старинный русский народный костюм. Достался он мне, от моей прабабушки. В такой одежде в старину ходили русские люди в Воронежской области, а раньше говорили губернии.

(Показывая понёву) Как вы думаете, что это?

(Юбка)

- Это понёва, их носили женщины. Они шили понёвы из шерстяной ткани чёрного цвета, разбитой на квадраты. Украшали лентами. Красная - означала тепло, праздник. Жёлтый цвет олицетворял солнце, богатство. Голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означал чёрный цвет?

(Ответы детей)

Да, клетка символизировала чернозёмные поля, а полосы означали реки и дороги. А вы знаете, что выращивают на чернозёмных полях?

(картофель, капуста, свёкла, помидоры, огурцы и другие овощи)

Верно, но ещё с давних времён выращивают у нас вот что (Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать. (Зёрна в колосе). С неба солнце золотое

Золотые льет лучи. В поле дружною стеною золотые усачи. (Пшеница) Расколи его – будет зернышко. Посади его - будет солнышко. (Подсолнух)

Да, правильно. Теперь вы запомнили, что означают квадраты на понёве. А как называется эта часть костюма? (Показывая на рубаху)

Это рубаха. Шили их из льняной ткани, украшали вышивкой. Как вы думаете, для чего? Да, но не только для красоты. Вышитая одежда служила оберегом, пожеланием добра и благополучия.

(Показывая пояс-покромку) А это что?

Такие пояса назывались покромкой. Ткали их из чёрных нитей и тоже украшали цветной вышивкой и затейливыми узорами из бисера, концы его дополняли кисточками из цветной шерсти.

(Показывая завеску) А как называется эта деталь костюма? Да, сверху рубахи и понёвы одевали такие фартуки - передники, назывались – завеской

А на голове, женщины носили (платок). Покрывали его поверх кичек, кокошников. Посмотрите, во что обувались раньше. Это лапти. Плели их из лыка. Со ствола липы снимали кору, раньше в народе говорили «драли лыко».

Всю одежду делали сами.

( Иллюстрации: ткацкий станок, прялка, плетение лаптей, вышивание, вязание)

Ткали, пряли, плели лапти, вышивали, шили, вязали.

Во время работы, чтобы не было скучно - пели, шутили, скороговорки говорили. Ну-ка кто из вас скороговорки говорить горазд? Слушайте, запоминайте, да складно,быстро повторяйте.

У Ивашки рубашки, у рубашки кармашки. А вы скажите громко. А теперь повторите тихо и быстро. Молодцы, справились с заданием.

Когда пряли, пряжу сматывали в клубок. А я хочу предложить поиграть в народную игру ”Клубочек”

Уж я улком шла, переулком шла

Клубок ниточек нашла

Клубок катится, нитка тянется

Клубок дали-дали-дали

Нитка доли-доли-доли

Повторяется до тех пор, пока клубок не закрутится. А потом на этих же словах раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и говорят «я за ниточку бралась, тонка нитка, порвалась». Руки опускаются и расцепляются.

А сейчас я проверю, как вы запомнили части моего костюма.

(иллюстрация куклы в народном костюме)

Игра «Прочти и покажи части народного костюма».

Молодцы, вы теперь знаете, во что одевались люди в старину. А во что одеваются сейчас ваши мамы, наши гости. Мы назовём, если соберём вот эти картинки-половинки. Как назвать одним словом одежду, которую носили в стародавние времена? ( Игра на магнитной доске: картинки современной и старинной одежды, мужской и женской). Найти половинки и объединить по группам.

В народе говорят : «Делу время – потехе час». По старинному обычаю, как водится, посиделки без игр не обходятся.

Игра «Добавлялки»

Игра «Узнай сказку»

Иллюстрация сказочного героя в русской народной одежде. Ребята, вспомните, что означала вышивка в русском народном костюме. Верно, но ещё женщины, вместе с детьми делали кукол, которые служили оберегами и приносили в дом счастье. Эти куклы оберегали детей от опасностей. Давайте и мы сделаем таких кукол, а подарим их нашим гостям, чтоб они их оберегали и приносили удачу.

К игре «Узнай сказку».

Сказки просят:- А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас.

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

Красна - девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! (“Снегурочка”)

Ах, ты Петя - простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко(“Петушок-золотой гребешок”)

А дорога-далека, а корзинка-нелегка, сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок(“Маша и медведь”) По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра(“По щучьему велению”)

Вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло, лентяю. (“По щучьему велению”)

Загадки.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (Картошка)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

На грядке длинный и зелёный, а в кадке желтый и солёный. (Огурец)

Лежит хрюшка – желтое брюшко. (Кабачок)

Над землей – трава, под землей – алая голова. (Свекла)

Публикации по теме:

«Венец, всему делу конец». Конспект занятия по знакомству с русским народным костюмом по теме «Венец и поясок».«Венец, всему делу конец». Конспект занятия по знакомству с русским народным костюмом по теме «Венец и поясок». Тема: "Венец и поясок". "Венец, всему делу конец". Программное содержание. 1. Развивать устойчивый интерес к народному творчеству.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.

Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с кошкой и собакой» Тема "Знакомство с собакой и кошкой" Цель: Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, учить узнавать их на картинке. Сообщить, чем питаются.

Конспект открытого доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным танцем» Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в день открытых дверей «Знакомство с профессией лесника» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Знакомство с профессией лесника Ребята, вспомните,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда пришла игрушка» Знакомство детей с историей появления игрушки. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 Конспект занятия по ознакомлению.

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление детей с народным костюмом Коми» Задачи: 1. Закреплять знания детей об одежде Коми. 2. Развивать интерес к женскому коми наряду. 3. Воспитывать уважение к Коми национальному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с лягушками»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с лягушками» Ознакомление с природой подготовительная группа. Тема: Знакомство с лягушками. Цель: изменить у детей традиционное неприязненное отношение.

Презентация «Знакомство с русским, народным фольклором посредством теневого театра» Презентация "Знакомство с русским народным фольклором посредством теневого театра". Подготовила воспитатель Софронеева Евгения Леонидовна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 12:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пахомова (УИ 232197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД