Олеся Вакарина
НОД по ознакомлению дошкольников с терминами «Слово и предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Живое слово».
Цель: Продолжение работы по ознакомлению детей со словом и предложением.
Задачи: Закрепить термин «слово» в упражнении с предметом. Подвести детей к пониманию термина «предложение», упражнять детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов. Продолжать расширять словарный запас детей, способствовать его активизации при составлении рассказа. Формировать навыки учебной деятельности. Воспитывать желание учиться в школе. Развивать внимание, умение слушать и не перебивать других.
Темочки:
Оборудование: Кукла, мяч, пирамидка; игрушки: машинки, посуда; муляжи: фруктов, овощей; счетные палочки, бумага, карандаши.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Основные этапы
Вводная часть
Дети входят в группу, садятся за столы.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла кукла Настя. Она будет вместе с нами готовиться к школе. Примите новую подружку?
Воспитатель: - Настя еще не знает о правилах поведения в садике, давайте покажем Насте, как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на занятии, держать руки на столе.
Воспитатель: - Молодцы! Настя, наши ребята знают много слов, умеют правильно их произносить. Сейчас они тебе расскажут об этом.
Настя принесла с собой мяч. (имя ребенка, повтори это слово громко и четко. (мяч) Теперь это слово надо сказать тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все слышали.
Видите, как по-разному можно произнести слово «мяч» : громко и тихо.
Еще Настя принесла с собой…. (машину). (имя ребенка, произнеси это слово громко и четко, а теперь тихо и отчетливо. Молодец!
Ответы детей.
Дети показывают, как нужно правильно.
Дети произносят слова тихо и громко.
Эмоционально настроить детей на занятие.
Повторить как нужно отвечать на занятии (правильно поднимать и держать руки).
Произношение слов : тихо-громко и отчетливо.
Основная часть
Воспитатель читает стихи А. Барто «Игра в слова»
Скажи погромче слово «гром»-
грохочет слово словно гром,
Скажи потише «шесть мышат»-
и сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку»-
тебе послышится «Ку-ку!»
А скажешь слово «листопад»
и листья падают, летят,
И словно наяву ты видишь осень:
желтый сад и мокрую траву…
Воспитатель: - так что же такое «слово»? (Слово – это все, что мы произносим).
Воспитатель: - Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Каждое слово обозначает предмет, а еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.
Проблемная ситуация: на столе разложены в хаотичном порядке предметы : куклы, машинки, кубики, посуда, муляжи фруктов и овощей. Нужно найти группу предметов на столе, которые можно обозначить одним словом. (можно объединить машинки, кубики и кукол и обозначить словом «игрушки», а можно объединить по другим признакам)
Воспитатель: - ребята, обратите внимание, на столе разложены предметы. Ваша задача выбрать предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.
Воспитатель: - с помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о Насте.
Дети садятся на ковер в круг, и передавая куклу друг другу, называют слова - прилагательные, какая она? Скажите про Настю каждый одно слово, какая она, чтобы ей понравилось.
Воспитатель: - Настя умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Настя?
Воспитатель: - Вот видишь, Настя, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать рассказом?
Воспитатель: - Конечно, ребята, вы называли только слова.
А давайте попробуем рассказать о Насте несколькими словами. Например: Настя хочет учиться в школе.
Воспитатель: - Если мы и дальше будем рассказывать о Насте, то мы узнаем о ней еще больше. Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
Вы готовы посчитать, сколько слов в моем предложении?
Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.
Настя любит играть.
Кукла Настя танцует.
Настя читает книжки.
Кукла Настя пошла гулять.
Настя хочет учиться.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Ответы детей.
Дети выполняют задание.
Заключительная часть
Воспитатель: - Настя хочет с вами поиграть в мяч. Вставайте в круг. Кому Настя кинет мяч, тот должен назвать словом то, что ему нужно для школы: карандаши, ручка и т. д.
Воспитатель: - Молодцы! Вы знаете, что вам надо приготовить для того, чтобы учиться в школе.
А теперь возьмите карандаши и аккуратно заштрихуйте эти предметы. (которые нужны для школы)
Воспитатель: - Еще раз напомним Насте, что такое слово : (ответы детей) это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается.
Вопросы: что понравилось больше всего, что показалось сложнее, что делали на занятии, чему учили Настю? Дети в игре произносят предметы, которые им необходимы для школы.