Пушкарёва Алена
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД проводилась в лаборатории.
«Мир бумаги»
Цель: Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Сформировать представление о свойствах бумаги.
Развивать умение обследовать предмет, словесно-логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
1. Организационный момент.
Загадка: (дети стоят вокруг стола)
- Вы любите загадки?
Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- Что больше любите — отгадывать или загадывать?
- Можно я загадаю вам загадку?
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага).
- А как вы догадались, что это бумага?Скажите, на чем писали люди, когда не было бумаги? (Сначала на камнях, потом на бересте, затем на пергаменте, а уже потом появилась бумага). -Давайте уточним основные этапы получения бумаги (из ствола дерева получают древесину, ее расщепляют, варят, высушивают, полируют, и получают бумагу). 2. Поисковый этап.
Показываю детям зонт из бумаги. - Ребята, а как вы думаете, этот зонт прочный? Поможет ли он от дождя? (Выслушиваю мнения детей). - Давайте проверим. Вы будете маленькими учеными. Вместе мы исследуем свойства бумаги. А поможет нам в этом вот эта шкатулка-посылка.
- Как вы думаете, там что - то есть?
- А как мы узнаем, что нам можно ее открыть? (Прочитать надпись).
- Сверху лежит записка:
«Разложите цифры в ряд,
Что они вам говорят?
Открывайте по порядку
И узнаете все о загадке».
Я выкладываю цифровой ряд — на обратной стороне карточек с цифрами картинки.
- Цифры стоят по порядку, что будем делать дальше? Вы обратили внимание, что с обратной стороны карточек какие-то картинки?
Высказывания, предположения детей.
3. Практический этап
Опыты
(самостоятельная работа детей)
1) Карточка с цифрой 1 (волнистые линии) – бумага мнется.
- А сейчас проведем опыт : возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее.
- У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять?
- Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
-Правильно, легче мнется тонкая бумага. А теперь попробуем ее разорвать на кусочки. Что вы можете мне сказать? (Она рвется).- Значит материал не прочный. Какую труднее рвать? (Которая толще).
Давайте проверим, можно ли склеить бумагу? А скрутить? Проверим, складывается ли бумага? 2) Карточка с цифрой 2 (ножницы)
- Следующий значок нам показывает…узнаем режется бумага или нет.
- Попробуйте порвать бумагу. Разрезать ножницами.
- Что вы можете сказать? (Бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины).
3) Карточка с цифрой 3 (капля воды).
- Следующий значок нам показывает, что бумагу будем. (Мочить).
В таз с водой дети опускают бумагу. -Что произошло? (Бумага намокла).- Давайте сравним мокрую бумагу с сухой. Что вы можете сказать? (Мокрая бумага становится более мягкая, чем сухая. Она легче рвется и без звука). - Что еще вы можете сказать о бумаге, которая попала в воду? (Сухая бумага плавает, а как только промокнет, сразу начинает тонуть, и, в конце концов утонет совсем).
- Ребята, а что это такое? (Показываю бумажные салфетки). Что вы можете сказать о них? (Тонкие, легко рвутся, мнутся).
- А для чего они нужны? (Ответы детей).
Физкультминутка (стоя). Мы бумагу мяли, мяли, Мы бумагу рвали, рвали Так, что пальчики устали. Мы немножко отдохнем И опять ее порвем.
Следующие два опыта делает педагог совместно с детьми.
4) Карточка с цифрой 4 (растительное масло).
- Намочите ватку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Что вы можете сказать? (Масло пропитывает бумагу).
5) Карточка с цифрой 5 (спички, перечеркнуто,).
- Как вы думаете, что означает? (Опасно, нельзя делать самим).
- Правильно, поэтому этот опыт я проведу сама.
- Поджигаем свечу и разные виды бумаги поджигаем.
- Что можете сказать? (Бумага горит).
6) Карточка с цифрой 6 (картинка с Буратино).
- Вот осталась последняя карточка с цифрой. Давайте не будем открывать картинку, а порассуждаем.
- Кто бы нам мог послать такую интересную и познавательную шкатулку-посылку? (Рассуждения детей).
- Если мы с вами так много говорили о бумаге, то и посылка должна быть от того, кто связан с бумагой. (Буратино).
Заполняем таблицу про свойства бумаги.
Свойства бумаги
Да Нет
мнется
скручивается
склеивается
сгибается
намокает
плавает
тонет
впитывает
горит
режется
1. Делаем вывод, что нужно очень бережно относиться к бумаге.
2. Делаем вывод, что бумажный зонт не спасет нас от дождя.
3. Спрашиваю, что из бумаги мы делаем в детском саду? 4. Спрашиваю, что мы делаем с использованной бумагой? (Выкидываем). 5. Предлагаю детям попробовать самим сделать бумагу.
Делаем бумагу сами : Берем большая кастрюлю,
листы использованной бумаги,
миксер, воду,
сито,
растворимый крахмал (две чайные ложки,
два листа газеты.
Разрываем бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и помещаем их в кастрюлю. В небольшой емкости миксером взбиваем бумагу, пока она не распадется на волокна. Затем выливаем полученную массу в кастрюлю с водой. Наливаем в кастрюлю воды (лучше теплой). Добавляем крахмал. Даем бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Полностью опускаем сито в кастрюлю, погружая его в массу, а затем осторожно вынимаем.
Даем воде стечь обратно в кастрюлю
Накрываем сито газетой и переворачиваем, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно убираем сито и накрываем оставшуюся “целлюлозу” вторым листом газеты и прокатываем.
Аккуратно удаляем газету. Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.