Гулия Гильманова
НОД по обучению татарскому языку для русскоязычных детей 6–7 лет в подготовительной к школе группе «Путешествие в цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить язык, применяя информационно-коммуникативные технологии, игровую деятельность, наглядность; прививать общение на татарском языке.
Задачи:
1) Развивающие: умение отвечать на вопросы: кто это? что делает?; обращение друг другу на татарском языке; развивать диалогическую речь.
2)Обучающие : активизация словарного запаса по темам: “Животные”.
3) Воспитательные: воспитание бережного отношения к животным.
Публикация «НОД по обучению татарскому языку для русскоязычных детей 6–7 лет в подготовительной к школе группе „Путешествие в цирк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Материалы к занятию:
Музыкальный: песни “Бар матурбакча”, “Паровоздабарабыз” аудио № 53 (аудио-приложение к учебно-методическому комплекту для детей 6-7 лет).
Изобразительный: собака Акбай и кошка Мияу (переодетые взрослые в костюмы животных, презентация.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран);полумаски животных, мяч.
Предварительная работа: разучивание песни «Паровоздабарабыз», «йдгез, биибез», изготовление полумасок животных.
1. Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Сюрпризный момент: дети получают приглашение от Акбая и Мияу посетить цирк.
2. Основная часть (18 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Вводная часть:
Ход деятельности. Звучит песня «Бар матурбакча», дети входят в кабинет татарского языка.
Воспитатель: - Иснмесез, балалар! (Здравствуйте, дети) Дети: - Иснмесез! (Здравствуйте) Воспитатель: - Хллрегезничек? (Как ваши дела) Дети: - йбт. (Хорошо)
Воспитатель:
-йдгезхзерз-зебезбелниснлшик. (Давайте поприветствуем сами себя)
Иснмесез,кзлр (Здравствуйте,глазки)
Иснмесез,колаклар (Здравствуйте,ушки)
Иснмесез,куллар (Здравствуйте, ручки)
Иснмесез,аяклар (Здравствуйте, аяклар)
Кзлр-карый (Глазки-смотрят)
Колаклар-тылый (Ушки-слушают)
Куллар-чбкли (Ручки-хлопают)
Аяклар-тыпырдый. (Ножки-топают)
Стук в дверь.
Воспитатель:-Балалар, к нам кто-то стучится. Давайте спросим кто там.
Дети: Кем анда?
Заходят Мияу и Акбай.
Воспитатель: Поздороваемся с ними и спросим как у них дела?
Дети: Иснме, Акбай. ИснмеМияу. Хллрничек?
Акбай, Мияу: - йбт.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня наши лучшие друзья Акбай и Мияу приглашают нас в цирк, и хотят подарить нам пригласительный билет. А в цирк мы поедем на паровозе. На нашем пути будут остановки, но необычные, а с сюрпризами.
Садятся на поезд. Зовем Мияу и Акбай с собой.
Вместе: Мияу, кил монда. Акбай, кил монда.
Песня: «Паровоздабарабыз»
“Барабыз, барабыз,
Паровоздабарабыз.
Без цирккабарабыз,
ырлап-биепалабыз”
Воспитатель:-Ребята, посмотрите, первая остановка и называется она“Давайте,познакомимся!”(слайд 2)
Дети встают в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и задает вопрос «Син кем?» («Ты кто?»).
Ответы детей : -Мин кыз. Мин Ирина.
-Мин малай. Мин Ярослав. и т. д. (ответы детей по цепочке).
Песня: «Паровоздабарабыз»
(Слайд 3)Вторая остановка «Считалкина».
Задание: Посчитай и ответь ничалма, ничкурчакмнич машина. (слайды 4-6 (дети считают на татарском языке)
Песня: «Паровоздабарабыз»
(Слайд 7) Третья остановка “Командир”
Игра “Командир”(слайд 8)
Песня: «Паровоздабарабыз»
Воспитатель: Вот мы и приехали в цирк. (Слайд 9)
• Интересно, каких животных мы увидим в цирке?
Рассуждения детей.
Обращаю внимание детей на экран. На экране появляются картинки животных, дети смотрят, называют их на татарском языке.
Воспитатель: Бунрс? (слайд 10) При нажатии на правую кнопку клавиатуры (левую кнопку мыши) картинки животных встанут на свои места)
Дети: Бутлке.
Воспитатель: Бунрс?
Дети: Бу тч.
Воспитатель: Бунрс?
Дети: Букерпе.
Воспитатель: Бунрс?
Дети: Букуян.
Воспитатель: Молодцы.
Эти слова повторяем вместе, делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем. Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Интересно, а что делают животные в цирке? Предлагаю поиграть в игру «Нишли?» («Что делает? ")
Воспитатель спрашивает по слайдам.
-Керпенишли? (слайд 11) Керпеуйный. (ответ детей)
- Куяннишли? (слайд 12) Куянсикер. (ответ детей)
- Тлкенишли? (слайд 13) Тлкебии. (ответ детей)
- тч нишли? (слайд 14) тч ырлый. (ответ детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вам отгадать мои загадки.
Прослушивание аудиозаписи (аудио 53)
1. Мин зур, матур, йбт. Мин йогерм, сикерм, утырам, ырлыйм: “Тяф-тяф”. Бунрс (тлке-лиса)
2. Мин кара. Минкечкен, матур, йбт. Мин йгерм,сикерм,биим,ашыйм, ырлыйм : “Чи-чи-чи”. Бунрс (тычкан-мышь)
3. Мин кызыл. Минзур, матур, йбт. Мин ипиашыйм, су эчм, биим, ырлыйм : “Кикри-кк”. Бунрс (тч-петух)
4. Мин ак. Мин кечкен, матур, йбт. Мин ипиашыйм, йгерм, ырлыйм : “Ко-ко-ко”. Бунрс (тавык-курица)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «йдгез, биибез» («Давайте, танцевать»)
Включается песня, детям раздаются полумаски животных. (лиса, медведь, заяц, еж)
1) Бар мондазуртлке.
Зуртлке, матуртлке. (2 тапкыр)
Тлке, тлке кил ле,
Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)
2) Бар мондазураю,
Зураю, матураю. (2 тапкыр)
Аю, аю кил ле,
Биеп-биеп кит эле (2 тапкыр)
3) Бар кечкенкуян,
Кечкен, матуркуян. (2 тапкыр)
Куян, куян кил ле,
Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)
4) Бар кечкенкерпе,
Кечкен, матуркерпе. (2 тапкыр)
Керпе, керпе кил ле,
Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)
Возвращаемся обратно в детский сад на паровозе.
Песня: «Паровоздабарабыз»
“Барабыз, барабыз,
Паровоздабарабыз.
Без бакчагакайтабыз,
ырлап-биепалабыз”
Заключительная часть: (5 мин.)
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? А какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, поблагодарим Акбая и Мияу за увлекательное путешествие и попрощаемся с ними.
Дети: Рхмт! Саубул, Акбай, Мияу. (Акбай и Мияу прощаются с детьми).
Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!
Дети: Саубулыгыз!
Использованные ресурсы:
1. Зарипова З. М., Исаева Р. С. и др. Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду». – Казань, 2013.
2. Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. и др. Учебно – методический комплект «Говорим
по – татарски» - «Татарчасйлшбез» для детей 6 – 7 лет. – Казань: Республика Татарстан издательство «Хтер», 2012.
3. «Дидактические игры по УМК «Говорим по - татарски» для закрепления с детьми пройденного материала».